3. Технические средства обеспечения
безопасности движения на железнодорожных переездах
В данном разделе изложены основные понятия организации эксплуатации
железнодорожных переездов.
После изучения раздела вы должны знать классификацию железнодорожных переездов,
основные технические средства безопасности движения на железнодорожных
переездах.
Классификация железнодорожных переездов
железнодорожный
переезд - пересечение в одном уровне
автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами,
обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного
транспорта и транспортных средств
автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения
транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы
отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные
элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные
сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные
сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты,
элементы обустройства автомобильных дорог

Взаимодействие на переездах


Обслуживание переездов
|
Обслуживание железнодорожных
переездов дежурным работником должно осуществляться на железнодорожных
переездах: |
|
1) расположенных на участках с
движением поездов со скоростью более 140 км/час, независимо от интенсивности
движения поездов и транспортных средств; |
|
2) расположенных на пересечениях
железнодорожных путей общего пользования с автомобильными дорогами, по
которым осуществляется трамвайное или троллейбусное движение; |
|
3) I категории; |
|
4) II категории, расположенных на
участках с интенсивностью движения более 16 поездов в сутки и не
оборудованных автоматической светофорной сигнализацией и контролем
исправности устройств переездной сигнализации у дежурного по железнодорожной
станции (диспетчера поездного); |
|
5) при пересечении автомобильной
дорогой трех и более железнодорожных путей общего пользования; |
|
6) если железнодорожный переезд II
категории имеет неудовлетворительные условия видимости, а на участках с
интенсивностью движения более 16 поездов в сутки - независимо от условий
видимости; |
|
7) если железнодорожный переезд
III категории имеет неудовлетворительные условия видимости и расположен на
участке с интенсивностью движения более 16 поездов в сутки, а при
расположении на участках с интенсивностью движения более 200 поездов в сутки
- независимо от условий видимости. |
! Важно:
Отмена обслуживания железнодорожных переездов, расположенных на
приемоотправочных железнодорожных путях, не допускается.
Проверка интенсивности движения поездов и транспортных
средств, условий работы железнодорожных переездов и пересмотр их категорий
производятся владельцем инфраструктуры по фактической потребности, но не реже
одного раза в год, а для владельцев железнодорожных путей необщего пользования
- не реже одного раза в пять лет.
Для установления категорий железнодорожных переездов
интенсивность движения поездов определяется в соответствии с графиком движения
поездов, а интенсивность движения транспортных средств - по данным владельца
участка автомобильной дороги, пересекающей обследуемый железнодорожный переезд,
или хронометражных наблюдений владельца инфраструктуры или владельца
железнодорожных путей необщего пользования.
Пересмотр категорий железнодорожных переездов
совмещается с комиссионным обследованием железнодорожных переездов. При этом
составляется перечень железнодорожных переездов, на которых предполагается
отмена или восстановление (назначение вновь) обслуживания переезда дежурным
работником.
|
Необходимость обслуживания железнодорожных переездов других категорий
дежурным работником определяется владельцем инфраструктуры или владельцем
железнодорожных путей необщего пользования. |
|
Отмена обслуживания переезда дежурным работником производится в
следующих случаях: |
|
1) перевода железнодорожного переезда в низшую категорию; |
|
2) оборудование железнодорожного переезда II, III или IV категории
автоматической светофорной сигнализацией и автоматическим контролем
неисправности устройств переездной сигнализации у дежурного по
железнодорожной станции (диспетчера поездного); |
|
3) капитальный ремонт и (или) реконструкция железнодорожного переезда с
устранением ограничений и требований по обслуживанию железнодорожных
переездов дежурным работником. |

Железнодорожные переезды в зависимости от
интенсивности движения железнодорожного и автомобильного транспорта делятся на четыре категории.
Категории
железнодорожных переездов общего
пользования
|
Интенсивность
движения поездов по
главному железнодорожному
пути (суммарно в двух направлениях), поездов/сутки |
Интенсивность
движения транспортных средств (суммарная в двух направлениях)
автотранспорта/сутки |
||||
|
до 200 включительно |
201 - 1000 |
1001 - 3000 |
3001 - 7000 |
Более 7000 |
|
|
До 16
включительно, а также по всем станционным и подъездным железнодорожным
путям |
IV |
IV |
IV |
III |
II |
|
17 - 100 |
IV |
IV |
III |
II |
I |
|
101 - 200 |
IV |
III |
II |
I |
I |
|
Более 200 |
III |
II |
II |
I |
I |
К
железнодорожным переездам общего пользования I категории
относятся также железнодорожные переезды, расположенные на пересечениях
железнодорожных путей, где осуществляется движение поездов со скоростью 140 км/час
и более независимо от интенсивности движения транспортных средств на
автомобильной дороге.
Категории
железнодорожных переездов необщего пользования
|
Интенсивность
движения поездов по железнодорожным
путям (суммарная в двух направлениях), поездов/сутки |
Интенсивность
движения транспортных средств (суммарная в двух
направлениях) автотранспорта/сутки |
|||
|
До 100 |
101 - 500 |
501 - 1000 |
Более 1000 |
|
|
До 8 включительно |
IV |
IV |
IV |
III |
|
8 - 24 |
IV |
IV |
III |
II |
|
25 - 38 |
IV |
III |
II |
I |
|
Более 39 |
III |
II |
I |
I |
К
железнодорожным переездам необщего
пользования I категории относятся также железнодорожные переезды:
1)
расположенные на железнодорожных станциях, где производится регулярно
маневровая работа, осуществляемая по технологическому процессу работы
железнодорожной станции в течение половины рабочей смены при пересечении с
автомобильными дорогами с интенсивностью движения 1001 и более транспортных
средств в сутки;
2)
расположенные на перегонах и железнодорожных станциях, где осуществляются
регулярные железнодорожные и (или) автомобильные перевозки огненно-жидких
металлов и шлаков при пересечении с автомобильными дорогами с интенсивностью
движения 501 и более транспортных средств в сутки.
К
железнодорожным переездам необщего
пользования II категории относятся также железнодорожные переезды,
расположенные на перегонах и железнодорожных станциях, где осуществляются
регулярные железнодорожные и (или) автомобильные перевозки огненно-жидких
металлов и шлаков при пересечении с автомобильными дорогами с интенсивностью
движения 101 - 500 транспортных средств в сутки.
К
железнодорожным переездам необщего
пользования III категории относятся также железнодорожные переезды,
расположенные на перегонах и железнодорожных станциях, где осуществляются
регулярные железнодорожные и (или) автомобильные перевозки огненно-жидких
металлов и шлаков при пересечении с автомобильными дорогами с интенсивностью
движения менее 100 транспортных средств в сутки.
Все остальные железнодорожные переезды
относятся к IV категории.
!Важно:
Не допускается на железнодорожных путях
общего пользования открывать железнодорожные переезды:
1) I, II и III категорий;
2) на участках со скоростями движения
поездов более 140 км/час;
3) IV категории при пересечении трех и
более железнодорожных путей общего пользования, при пересечениях
железнодорожных путей в выемках и других местах, где не обеспечены условия
видимости, а также в случаях, когда требуется обслуживание железнодорожных
переездов дежурным работником.
Нормы обеспечения
видимости поезда, приближающегося к железнодорожному переезду
|
Скорость движения поезда, км/час |
141 - 200 |
121 - 140 |
81 - 120 |
41 - 80 |
26 - 40 |
25 и менее |
|
Расстояние видимости, м, не менее |
600 |
500 |
400 |
250 |
150 |
100 |
Железнодорожные
переезды подразделяются на регулируемые и нерегулируемые.

Автоматическая переездная сигнализация
Шлагбаумы
Шлагбаум - устройство для перекрытия проезжей части
автомобильной дороги и прекращения движения транспортных средств (участников
дорожного движения) через железнодорожный переезд.
! Важно: При оборудовании железнодорожного переезда переездной
сигнализацией шлагбаумы являются дублирующим
(не основным!) устройством.
Механизированные шлагбаумы должны
перекрывать всю проезжую часть автомобильной дороги и иметь сигнальные фонари,
применяемые в темное время суток, а также днем при плохой видимости (туман,
метель и другие неблагоприятные условия).
В сторону железнодорожного пути - контрольные прозрачно-белые сигналы
(огни) как при открытом, так и при закрытом положении шлагбаумов. |
Для исключения
поломки заградительного бруса шлагбаума в момент его опускания, в случаях
проследования крупногабаритных автомобилей через железнодорожный переезд, на
щитке управления предусматривается кнопка "Поддержание"
("Открытие/Поддержание"), при этом время ее нажатия для задержки
опускания бруса не должно превышать 10 секунд.
На
железнодорожных переездах, оборудованных полуавтоматическими шлагбаумами,
кнопка "Поддержание" используется также для открытия заградительных
брусьев шлагбаумов: дежурный работник, нажимая на эту кнопку после
проследования поезда через железнодорожный переезд и освобождения участка
приближения, включает шлагбаум для перевода его в открытое положение и
выключения акустических сигналов.

Заградительная сигнализация
заградительная сигнализация - устройство,
управляемое дежурным работником, при включении которого запрещается выезд
поезда на железнодорожный переезд

заградительные светофоры – это сигналы, требующие остановки при опасности для
движения, возникшей на железнодорожных переездах, крупных искусственных
сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и
ремонта вагонов на станционных железнодорожных путях
Заградительными
светофорами подается сигнал: один красный огонь - стой! Запрещается проезжать
сигнал.
Нормально
сигнальные огни заградительных светофоров и предупредительных к ним не горят, и
в этом положении светофоры сигнального значения не имеют. В отдельных случаях
по решению владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей
необщего пользования могут применяться заградительные и предупредительные к ним
светофоры с непрерывно горящими сигнальными огнями.
Мачты
заградительных светофоров имеют отличительную окраску - чередующиеся черные и
белые наклонные полосы.
Заградительные
светофоры могут быть совмещены с маневровыми светофорами, в том числе карликового
типа.
Железнодорожные переезды, обслуживаемые
дежурным работником, со стороны железной дороги, по каждому железнодорожному
пути с двух сторон должны ограждаться заградительными светофорами,
устанавливаемыми на расстоянии 15 - 100 м от кромки проезжей части
железнодорожного переезда. В качестве заградительных светофоров допускается
использовать входные, выходные, маршрутные и маневровые светофоры,
расположенные на расстоянии не более 800 м и не менее 15 м от железнодорожного
переезда, при условии видимости железнодорожного переезда локомотивной бригадой
с места установки светофора. Установка заградительных светофоров для движения
по неправильному железнодорожному пути допускается с левой стороны.
На действующих железнодорожных переездах,
расположенных на перегонах двухпутных участков для движения только по
правильному железнодорожному пути, владельцем инфраструктуры или владельцем
железнодорожных путей необщего пользования устанавливается порядок, при котором
запрещающее показание заградительного светофора по правильному пути
распространяется на поезда, следующие по неправильному пути.
На участках с автоблокировкой при
включении красных огней заградительных светофоров должны автоматически
включаться красные огни на ближайших к железнодорожному переезду светофорах, а
также выключаться кодирование сигналами автоматической локомотивной
сигнализации участков приближения к железнодорожному переезду. Перед
заградительными светофорами железных дорог, оборудованных полуавтоматической
блокировкой, в случаях, когда видимость красного сигнала (огня) заградительного
светофора менее 1000 м, должен устанавливаться предупредительный светофор к
заградительному светофору, сигнализирующий желтым огнем при включенном красном
огне на заградительном светофоре. При погашенном огне основного заградительного
светофора предупредительный к нему светофор не горит и сигнального значения в
этом состоянии не имеет.
Щитки управления переездной сигнализацией
устанавливают снаружи поста дежурного по переезду работника в месте хорошей
видимости железнодорожного пути и автомобильной дороги на подходах к
железнодорожному переезду. На щитках управления в зависимости от типа
переездной сигнализации размещаются кнопки и контрольные лампы (светодиоды). Их
назначение и порядок пользования определяются проектной документацией и
содержатся в инструкции владельца инфраструктуры или железнодорожных путей
необщего пользования по эксплуатации железнодорожного переезда.
При двухэтажных постах на наружной стене
первого этажа или на отдельной стойке устанавливается дополнительный щиток
управления для включения заградительной сигнализации.
Для подачи сигналов при угрозе
безопасности движения, повышения бдительности водителей автотранспортных
средств или о необходимости оказания помощи дежурному работнику, обслуживающему
железнодорожный переезд, в зависимости от местных условий на железнодорожных
переездах допускается установка специальных средств сигнализации (проблесковый
маячок и сирена).
Переездная сигнализация

переездная
сигнализация – это устройство включения
сигнальных показаний переездных светофоров и звуковой сигнализации, запрещающих
движение через железнодорожный переезд автотранспортных средств и пешеходов при
приближении поезда
На
железнодорожных переездах, обслуживаемых дежурным работником с интенсивным
движением поездов и транспортных средств, автоматическая переездная
сигнализация может дополняться устройствами заграждения, исключающими объезд
закрытых шлагбаумов и въезд транспортных средств на железнодорожный переезд
перед приближающимся поездом.
На железнодорожных переездах,
расположенных на железнодорожных станциях и перегонах, в участки приближения к
которым входят станционные железнодорожные пути, извещение на включение
автоматической переездной сигнализации предусматривается одновременно с
открытием станционных светофоров и замыканием маршрута при наличии поезда на
участке приближения, а при приеме/отправлении поезда и движении маневровых
составов при запрещающем показании светофора - от нажатия дежурным по
железнодорожной станции кнопки "Закрытие переезда".
Типы переездной сигнализации в зависимости от
функционального назначения
автоматическая
светофорная сигнализация - переездная
сигнализация, при которой включение красных мигающих сигналов (огней) на
переездных светофорах осуществляется автоматически при приближении поезда на
определенное расчетом расстояние, а выключение - автоматически после
проследования поезда за железнодорожный переезд;
автоматическая
светофорная сигнализация с бело-лунным мигающим огнем - переездная сигнализация, при которой переездные
светофоры имеют дополнительную сигнальную головку с бело-лунным мигающим
сигналом (огнем), свидетельствующим об отсутствии приближающегося к
железнодорожному переезду поезда и исправности устройств сигнализации;
автоматическая
светофорная сигнализация с автоматическими шлагбаумами - переездная сигнализация, дополненная
заградительными брусьями шлагбаумов, которые опускаются и поднимаются
автоматически;
автоматическая
светофорная сигнализация с полуавтоматическими шлагбаумами - переездная сигнализация, дополненная
заградительными брусьями шлагбаумов, опускание которых осуществляется
автоматически при приближении поезда, а выключение сигнализации и подъем
заградительных брусьев шлагбаумов от нажатия кнопки дежурным работником после проследования
поезда за железнодорожный переезд;
светофорная
сигнализация - устройство зависимости
между переездной сигнализацией и специальными светофорами, применяемыми в
качестве заградительных. Может применяться только на подъездных путях в городах
при невозможности оборудования нормальных (расчетной длины) участков
приближения;
оповестительная
сигнализация - переездная
сигнализация, при которой извещение дежурного работника о приближении поезда к
железнодорожному переезду подается оптическим и акустическим сигналом, а
включение и выключение технических средств ограждения железнодорожного переезда
осуществляет дежурный работник, обслуживающий железнодорожный переезд;

На
железнодорожных переездах, не
обслуживаемых дежурным работником, расположенных на перегонах (за
исключением участков удаления от железнодорожных станций), оборудованных
автоматической блокировкой, как правило, устанавливаются переездные светофоры с двумя красными и одним бело-лунным сигналами
(огнями), дополненными звуковой сигнализацией для информирования пешеходов
о запрещении движения через железнодорожный переезд.
|
Значения переездной сигнализации: |
|
1) включен бело-лунный сигнал
(огонь) - автоматическая светофорная сигнализация включена и исправна -
движение транспортных средств разрешено; |
|
2) включены красные, попеременно
мигающие сигналы (огни) - движение транспортных средств запрещено; |
|
3) красные и бело-лунный сигналы
(огни) выключены - светофорная сигнализация выключена или неисправна. |

На железнодорожных переездах, не обслуживаемых дежурным работником, расположенных на
железнодорожных станциях, участках удаления от железнодорожных станций,
устанавливаются переездные светофоры с
двумя красными, попеременно мигающими сигналами (огнями), дополненными
звуковой сигнализацией для информирования пешеходов о запрещении движения через
железнодорожный переезд.
|
Значения переездной сигнализации: |
|
1) включены красные, попеременно
мигающие сигналы (огни) - движение транспортных средств запрещено; |
|
2) красные сигналы (огни)
выключены - движение транспортных средств допускается только после того, как
водитель убедится в отсутствии приближающегося к железнодорожному переезду
поезда. |

На автомобильных дорогах перед
железнодорожными переездами, обслуживаемыми
дежурным работником, устанавливаются переездные
светофоры с двумя попеременно мигающими красными сигналами (огнями),
дополненными автоматическими или полуавтоматическими шлагбаумами в виде
заградительного бруса с дополнительными сигнальными (светоотражателями),
преграждающими движение транспортных средств, и звуковой сигнализацией для
информирования о запрещении движения через железнодорожный переезд.
|
Значения переездной сигнализации: |
|
1) включены красные, попеременно
мигающие сигналы (огни), независимо от положения шлагбаума - движение
транспортных средств запрещено; |
|
2) красные сигналы (огни)
выключены, брус шлагбаума поднят (находится в вертикальном положении) -
разрешается движение транспортных средств. |
Устройства
переездной сигнализации
На железнодорожных путях общего пользования (не
обслуживаемые дежурным работником)
|
Подразделение
железнодорожных переездов, место их
расположения |
Тип
переездной сигнализации для транспортных средств |
Сигнализация
для железнодорожного транспорта |
|
Не
обслуживаемые дежурным работником
на перегонах, в участки приближения к которым не входят станционные пути и
изолированные участки |
Автоматическая светофорная сигнализации может
быть дополнена мигающим бело лунным сигналом (огнем) |
Не предусматривается |
|
Не
обслуживаемые дежурным работником
на железнодорожных станциях и перегонах, в участки приближения к которым входят станционные пути
и изолированные участки |
Автоматическая светофорная сигнализация |
Не предусматривается |
|
Не
обслуживаемые дежурным работником
на железнодорожных станциях (кроме пересекающих приемо-отправочные пути) |
Автоматическая светофорная сигнализация |
Не предусматривается |
|
Не
обслуживаемые дежурным работником
на железнодорожных путях необщего пользования, где не могут быть оборудованы нормальные (расчетной
длины) участки приближения |
Светофорная сигнализация с мигающим
бело-лунным сигналом (огнем). При необходимости могут дополняться электрическими или механизированными шлагбаумами |
Устанавливаются специальные светофоры с красным
и лунно-белым сигналами (огнями), управляемыми составительской или локомотивной
бригадами |
На железнодорожных путях общего пользования
(обслуживаемые дежурным работником)
|
Подразделение
железнодорожных переездов, место их
расположения |
Тип
переездной сигнализации для транспортных средств |
Сигнализация
для железнодорожного транспорта |
|
Обслуживаемые дежурным на перегонах |
Автоматическая светофорная сигнализация с
автоматическими или
полуавтоматическими шлагбаумами |
Устанавливаются заградительные светофоры.
В качестве заградительных могут использоваться проходные светофоры автоблокировки,
расположенные на расстоянии не более 800 м от железнодорожного переезда при
обеспечении видимости переезда с места их установки. Кроме того, предусматривается
перекрытие ближайших к железнодорожному переезду светофоров автоблокировки на запрещающее показание |
|
Обслуживаемые дежурным на железнодорожной станции, за исключением
переездов, пересекающих
приемо-отправочные железнодорожные пути |
Автоматическая светофорная сигнализация с полуавтоматическими шлагбаумами |
Используются светофоры, предназначенные для приема и отправления поездов
на станции, а в обоснованных случаях устанавливаются заградительные светофоры
или маневровые светофоры, дополненные красным сигналом (огнем) (могут быть
и карликовые) |
|
Обслуживаемые дежурным на железнодорожной станции, пересекающие приемо-отправочные пути
|
Автоматическая светофорная сигнализация с полуавтоматическими шлагбаумами |
Устанавливаются заградительные светофоры
с двух сторон по каждому железнодорожному пути, сигнализирующие красными сигналами (огнями)
при выключенной переездной сигнализации и разрешенном движении транспортных
средств |
На железнодорожных путях необщего пользования
|
Подразделение
железнодорожных переездов, место их
расположения |
Тип
переездной сигнализации для транспортных средств |
Сигнализация
для железнодорожного транспорта |
|
Обслуживаемые дежурным на железнодорожных путях необщего пользования, где не могут
быть оборудованы нормальные (расчетной
длины) участки приближения |
Светофорная сигнализация с электрическими, механизированными или ручными шлагбаумами |
Устанавливаются специальные светофоры с красным и
лунно-белым сигналами (огнями), управляемые дежурным
по переезду |
|
На железнодорожных путях необщего пользования, когда на железнодорожном
переезде порядок пропуска подвижного состава устанавливается владельцем инфраструктуры, владельцем инфраструктурного комплекса в
присутствии назначенного
работника |
Светофорная сигнализация |
Устанавливаются специальные светофоры с красным и
лунно-белым сигналами (огнями), управляемые
назначенным работником |
Действия при неисправности переездной сигнализации
В случае отключения сигнализации или ее
неисправности дежурному ближайшей железнодорожной станции или диспетчеру
поездному на участках с диспетчерской централизацией автоматически подается
извещение о неисправности переездной сигнализации.
|
Виды извещений о неисправности
переездной сигнализации: |
|
а) извещение "Авария" -
свидетельствующее о погасшем состоянии всех ламп красных огней хотя бы одного
из светофоров для автотранспорта, а также при отсутствии основного и
резервного электроснабжения автоматической переездной сигнализации; |
|
б) извещение
"Неисправность" - свидетельствующее о погасшем состоянии одной из
ламп светофора для автотранспорта, а также отсутствии одного из источников
электроснабжения автоматической переездной сигнализации. |
ДСП (ДНЦ), получив извещение
"Авария" или "Неисправность", должен сделать запись о нарушении
нормальной работы устройств переездной сигнализации в журнале осмотра
железнодорожных путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной
сети и сообщить об этом ДСП соседних станций, владельцу инфраструктуры или
владельцу железнодорожных путей необщего пользования, обеспечивающему
эксплуатацию переездной сигнализации.
Владельцы инфраструктуры или владельцы
железнодорожных путей необщего пользования, обеспечивающие эксплуатацию
переездной сигнализации, должны принять меры к восстановлению нормальной работы
устройств переездной сигнализации.
ДСП (ДНЦ), получив извещение
"Авария", по радиосвязи в установленном порядке немедленно передает
сообщение машинистам поездов, следующих в направлении переезда, о неисправности
переездной сигнализации и необходимости проследования его головой поезда с
особой бдительностью и скоростью не более 20 км/час на не обслуживаемых
дежурным работником и не более 40 км/час на железнодорожных переездах,
обслуживаемых дежурным работником. На поезда, имеющие остановку на станциях, о
неисправностях переездной сигнализации выдаются письменные предупреждения.
Автоматическая
светофорная сигнализация должна обеспечивать подачу сигнала остановки в сторону
автомобильной дороги за время, необходимое для заблаговременного освобождения
железнодорожного переезда автотранспортными средствами до подхода поезда к
железнодорожному переезду. Длина участков приближения рассчитываться исходя из
максимальной скорости движения поезда, установленной на данном участке, но не
более 200 км/час и минимальной скорости движения транспортных средств в
соответствии с ПДД, но не менее 8 км/час при максимальной длине транспортного
средства 24 м. Расчетное время извещения о приближении поезда к
железнодорожному переезду при разработке проектов устройства автоматики вновь
или при ее переустройстве определяется в зависимости от длины проезжей части
автомобильной дороги в границах железнодорожного переезда.
|
Расчетное
время извещения о приближении поезда к железнодорожному переезду должно быть
не менее: |
|
1) при
автоматической переездной сигнализации, в том числе с автоматическими
шлагбаумами, - 30 с; |
|
2) при
автоматической переездной сигнализации с автоматическими шлагбаумами и
устройствами УЗП - 45 с; |
|
3) при
оповестительной переездной сигнализации - 40 с. |
|
Примечание:
расчетная длина железнодорожного переезда равна расстоянию от переездного
светофора (шлагбаума), наиболее удаленного от крайнего рельса, до
противоположного крайнего рельса плюс 2,5 м - расстояние, необходимое для
безопасной остановки автомобиля после проследования железнодорожного
переезда. |
Прекращение
подачи сигнала остановки в сторону автомобильной дороги должно осуществляться
после освобождения железнодорожного переезда поездом. При полном освобождении
железнодорожного переезда поездом заградительные брусья автоматических
шлагбаумов поднимаются в вертикальное положение, после чего красные сигналы
(огни) на светофорах выключаются.
При светофорной
сигнализации на железнодорожных переездах, где не могут быть реализованы
технические решения по оборудованию их автоматической светофорной
сигнализацией, должны устанавливаться специальные светофоры в сторону
железнодорожного транспорта, сигнализирующие красным и лунно-белым сигналом
(огнем). В этих случаях включение на специальном светофоре разрешающего
лунно-белого сигнала (огня) поезду (маневровому составу) для проследования
железнодорожного переезда возможно лишь после включения красных сигналов
(огней) на переездных светофорах.
Стационарные устройства заграждения типа УЗ
Противотаранное устройство

Противотаранное устройство
- устройство, перекрывающее полностью
проезжую часть, которое предназначено для создания физического препятствия
(барьера) движению транспортных средств при попытке несанкционированного выезда
на закрытый железнодорожный переезд при приближении к нему поезда.
Устройство заграждения переездов

УЗП - устройство заграждения железнодорожного переезда,
преграждающее движение автотранспорта через железнодорожный переезд путем
подъема специальных плит на проезжей части автомобильной дороги.
УЗП — комплект устройств, предназначенных для
автоматического ограждения проезжей части нажелезнодорожных
переездах путём поднятия установленного на шарнирах заграждающего элемента
(крышки).
УЗП устанавливается в
количестве 4 или 8 отдельных устройств (в зависимости от ширины проезжей
части), ширина поднимающихся крышек — от 3,5 до 5 метров.
Основные части устройства заграждения
переезда (УЗП):
фундамент — основание, на
которое установлены каркас и крышка УЗП;
поднимающиеся крышки —
прямоугольные рамы, установленные на шарнирные опоры, и имеющие с обратной
стороны светоотражающие элементы; крышки поднимаются на угол до 30°;
электропривод — передаёт
крутящий момент на брусья с установленными на них крышками;
датчики обнаружения транспортных
средств (датчики контроля занятости крышки - КЗК);
противовес — фиксирует крышки
УЗП в закрытом или открытом положении;
защитная решётка противовеса;
соединительные кабели, муфты;
щиток управления УЗП.
УЗП устанавливаются на
железнодорожные переезды 1-3 категории. Датчики обнаружения транспортных
средств блокируют поднятие крышки, если в этот момент по ней проезжает
транспортное средство. Монтаж и техническое обслуживание УЗП осуществляют
работники дистанции пути, ежедневный технический осмотр выполняет дежурный
по переезду.
На железнодорожных переездах, обслуживаемых дежурным
работником, с интенсивным движением транспортных средств, а также скоростным
движением пассажирских поездов могут применяться УЗП и противотаранные
устройства для предотвращения несанкционированного въезда транспортных средств.
Порядок оборудования и эксплуатации УЗП и противотаранных устройств
устанавливает владелец инфраструктуры или владелец железнодорожных путей
необщего пользования.
Железнодорожные переезды, обслуживаемые дежурным
работником, с движением поездов со скоростью более 140 км/час должны быть
оборудованы УЗП.
Железнодорожные переезды, оборудованные устройством
заграждения от несанкционированного въезда на железнодорожный переезд
транспортного средства, должны обустраиваться пешеходной дорожкой, а также
информационными щитами на подходах к железнодорожному переезду с
предупреждением водителей о наличии на железнодорожном переезде дополнительных
устройств, предотвращающих въезд автотранспорта на железнодорожный переезд.
Устройства заграждения железнодорожного переезда
устанавливаются в проезжую часть автомобильной дороги на одном уровне с ее
покрытием. После опускания шлагбаумов должен обеспечиваться подъем плиты УЗП в
сторону приближающегося автотранспорта на высоту 0,45 м
0,05 м, полностью перегораживая проезжую часть
автомобильной дороги.
Конструкция УЗП должна обеспечивать перевод в
горизонтальное положение плит под воздействием колес автотранспорта для
освобождения переезда. Устройства УЗП не должны допускать подъем плиты при
нахождении в ее зоне автотранспортного средства.
Литература:
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2015 г.
№ 237 «Об утверждении условий эксплуатации железнодорожных переездов»
Контрольные вопросы:
1. Какой термин применяется для обозначения пересечения в
одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованного
устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава
железнодорожного транспорта и транспортных средств?
а) технологический проезд
б) путевая развязка
в) железнодорожный переезд
Правильный ответ в)
2. К какой категории относятся автомобильные дороги,
предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц?
а) автомобильные дороги общего пользования
б) федеральные автомобильные трассы
в) муниципальные автомобильные дороги
Правильный ответ а)
3. Как называется юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и
оказывающие услуги по ее использованию на основании договора?
а) владелец автомобильной дороги
б) владелец инфраструктуры
в) владелец
железнодорожного пути необщего пользования
Правильный ответ б)
4. К какой категории относятся железнодорожные подъездные
пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные
пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для
обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на
условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд?
а) железнодорожные
соединительные пути
б) железнодорожные
пути общего пользования
в) железнодорожные
пути необщего пользования
Правильный ответ в)
5. Какие железнодорожные переезды должны обслуживаться
дежурным работником?
а) расположенные на пересечениях железнодорожных путей
общего пользования с автомобильными дорогами, по которым осуществляется
трамвайное или троллейбусное движение
б) при пересечении автомобильной дорогой
железнодорожных путей необщего пользования
в) все железнодорожные переезды
Правильный ответ а)
6. Какова периодичность проверки интенсивности движения
поездов и транспортных средств, условий работы железнодорожных переездов общего
пользования и пересмотр их категорий владельцем инфраструктуры?
а) не реже одного раза в 5 лет
б) не реже одного раза в год
в) не реже 1 раза в месяц
Правильный ответ б)
7. На сколько категорий подразделяются железнодорожные
переезды?
а) 5 категорий
б) 4 категории
в) 3 категории
Правильный ответ б)
8. К какой категории относятся железнодорожные переезды
общего пользования при интенсивности движения транспортных средств (суммарная в
двух направлениях) более 7000 автотранспорта/сутки и интенсивности движения
поездов по главному железнодорожному пути (суммарно в двух направлениях) до 16 поездов/сутки?
а) к III категории
б) ко II категории
в) к I категории
Правильный ответ б)
9. К какой категории относятся железнодорожные переезды,
расположенные на пересечениях железнодорожных путей, где осуществляется
движение поездов со скоростью 140 км/час и более независимо от
интенсивности движения транспортных средств на автомобильной дороге?
а) к III категории
б) ко II категории
в) к I категории
Правильный ответ в)
10.
Как
называется устройство для перекрытия
проезжей части автомобильной дороги и прекращения движения транспортных средств
(участников дорожного движения) через железнодорожный переезд?
а) шлагбаум
б) устройство заграждения переезда
в) автоматическая переездная сигнализация
Правильный ответ а)
11.
Какие показания
имеет заградительный светофор?
а) красный, желтый, зеленый
б) белый и красный
в) красный
Правильный ответ в)
12.
Как называется
устройство включения сигнальных показаний переездных светофоров и звуковой
сигнализации, запрещающих движение через железнодорожный переезд
автотранспортных средств и пешеходов при приближении поезда?
а) переездная сигнализация
б) заградительная сигнализация
в) оповестительная сигнализация
Правильный ответ а)
13.
Какое извещение о
неисправности переездной сигнализации свидетельствует о погасшем состоянии
одной из ламп светофора для автотранспорта?
а) «Авария»
б) «Неисправность»
в) «Взрез»
Правильный ответ б)
14.
О
чем должен ДСП (ДНЦ) выдать предупреждение машинистам поездов, следующих в
направлении переезда, обслуживаемого дежурным работником, получив извещение
"Авария»?
а) о неисправности переездной сигнализации и
необходимости проследования его головой поезда с особой бдительностью и
скоростью не более 5 км/ч
б) о неисправности переездной сигнализации и
необходимости проследования его головой поезда с особой бдительностью и
скоростью не более 20 км/ч
в) о неисправности переездной сигнализации и
необходимости проследования его головой поезда с особой бдительностью и
скоростью не более 40 км/ч
Правильный ответ в)
Устройства безопасности на железнодорожных переездах