10.7  Сортировочные станции

 

В данном разделе вы познакомитесь с устройством, назначением и основными схемами сортировочных станций.

После изучения раздела вы должны понимать принцип размещения устройств и основные принципы проектирования сортировочных станций. Вы должны знать основные операции, производимые на сортировочных станциях.

10.7.1 Назначение сортировочных станций, основные операции и устройства

 

Функции железнодорожной станции

Прием, отправление и пропуск поездов в соответствии с графиком движения поездов и на основании заданий ДЦУП.

Прием к перевозке, погрузка, выгрузка, сортировка и выдача грузов, обслуживание железнодорожных путей необщего пользования в соответствии с заключенными договорами.

Формирование и расформирование грузовых поездов в соответствии с установленным планом формирования поездов.

Организация маневровой работы с пассажирскими и почтово-багажными поездами и вагонами, а также вагонами специально- техническими, служебно-техническими и другими вагонами пассажирского типа.

Оказание услуг в соответствии с заключенными договорами, в том числе с организациями-перевозчиками и компаниями-операторами; создание условий для их производственной деятельности на путях общего пользования.

Контроль за устойчивой работой технических средств и устройств на железнодорожной станции, содержанием эксплуатируемых зданий и сооружений.

Передача и прием из информационно-вычислительного центра - структурного подразделения Главного вычислительного центра - филиала ОАО "РЖД" (ИВЦ) информации о грузовых, коммерческих, технических и пассажирских операциях с поездами и вагонами, выполняемых на железнодорожной станции, другой информации о работе железнодорожной станции в зависимости от местных условий.

Разработка и выполнение планов и мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов, охране труда, техническому обучению, подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников железнодорожной станции.

Разработка и проведение мероприятий по обеспечению сохранности перевозимых грузов, средств идентификации на грузы, следующие под таможенным контролем и подвижного состава, улучшению количественных и качественных показателей работы железнодорожной станции, доставки грузов в установленные сроки.

Разработка техническо-распорядительного акта и приложений к нему и технологического процесса работы железнодорожной станции.

Ведение в установленном порядке учета и отчетности о работе железнодорожной станции.

Выполнение совместно с подразделениями других филиалов  ОАО "РЖД" мероприятий по подготовке к работе в зимних условиях, в паводковый период, по организации бесперебойной работы в период снегопадов и метелей.

 

В качестве сортировочных проектируют станции, предназначенные для выполнения следующих основных операций:

сортировка вагонов в соответствии с планом формирования по назначениям следования и формирование из этих вагонов составов поездов;

формирование передач на подъездные пути предприятий промышленного транспорта и прием вагонов с подъездных путей;

подборка (группировка) вагонов в составах передач на грузовые станции узла и поездов на портовые и паромные станции, а также в составах сборных и других многогруппных и групповых поездов местных назначений на прилегающие участки;

осмотр и подготовка составов поездов и отдельных вагонов в техническом и коммерческом отношениях;

выполнение операций по пропуску поездов без переработки составов и с их частичной переработкой и заменой групп.

 

Кроме того, на сортировочных станциях могут выполняться ремонт вагонов, смена локомотивов и локомотивных бригад, сортировка грузов и формирование сборных вагонов с контейнерами, контрейлерами и мелкими отправками, обслуживание рефрижераторного подвижного состава, а также местная грузовая работа и, в необходимых случаях, ремонт, техническое обслуживание и экипировка локомотивов, пропуск пассажирских поездов.

 

Проектированию станций предшествуют инженерно-геодезические, инженерно-геологические и экономические изыскания. В период изысканий выявляются объемы работ и роль станции в узле и на расчетном полигоне сети железных дорог. Рассматриваются места возможного размещения сортировочной станции с учетом ее увязки с основными станциями узла.


 

 

 

Проекты сортировочных станций должны предусматривать основные устройства:

создание условий для включения станции в автоматизированную систему управления железнодорожным транспортом

устройство маршрутной электрической централизации стрелок и сигналов при приеме и отправлении поездов, а в менее деятельных маневровых районах - электрической централизации стрелок

сортировочные устройства (горки повышенной, большой, средней и малой мощности, вытяжные пути со стрелочными горловинами на уклонах или площадках), тип и мощность которых устанавливаются проектом в зависимости от размеров и характера перерабатываемого вагонопотока на десятый год эксплуатации, предусматривая применение устройств автоматизации и механизации процессов надвига, расформирования и формирования составов на горках, в том числе в перспективе - устройства автоматического разъединения автосцепок вагонов;

при загрузках вытяжных путей формирования более 0,6 и соответствующем обосновании, для подборки вагонов по группам в составах многогруппных поездов и передач (включая, при необходимости, группировку вагонов по местам и участкам погрузки - выгрузки), по видам ремонта, вагонов с отсевных путей - горку малой мощности на вытяжном пути формирования, специально укладываемые парки (группировочные, сортировочно-группировочные);

по особому заданию - устройства для повышения безопасности и ускорения расформирования составов, имеющих вагоны с опасными грузами (и другие, не подлежащие спуску с горки без локомотива);

компрессорную станцию с воздухопроводной сетью, для обслуживания, при обосновании, всех нужд железнодорожного хозяйства станции;

устройства и воздухораспределительные сети для опробования автотормозов;

устройства для транспортировки вагонных деталей, а также для ограждения составов на путях, специализированных для технического осмотра составов или безотцепочного ремонта вагонов;

специальные механизированные площадки для ремонта замедлителей и монтажа блоков стрелочных переводов, оборудованные крановыми и другими механизмами;

средства для осмотра вагонов в техническом и коммерческом отношениях (промышленные телевизионные установки, электронные габаритные ворота, электронные весы);

механизированные устройства автоматического или полуавтоматического действия для закрепления подвижного состава от самопроизвольного движения.

 

Виды связи:

информационной связи для получения и передачи данных о прибывающих и отправляемых поездах, вагонах и грузах (компьютеры, аппараты телетайп, фототелеграфные аппараты, видеомагнитофоны, устройства прямой телефонной связи с магнитофонными приставками);

внутристанционной распорядительной прямой телефонной связи;

диспетчерской внутристанционной связи, маневровой и других видов станционной радиосвязи, и устройствами оповещения, преимущественно индуктивного типа, для передачи указаний и сигналов о маневровых передвижениях, а также для переговоров маневровых диспетчеров, дежурных по станциям, составителей поездов, машинистов маневровых локомотивов, работников станционных технологических центров (СТЦ), военизированной охраны, пунктов технического обслуживания вагонов, работников пути, обслуживающих путевые и снегоочистительные, машины, по вопросам организации маневровой работы осмотра и ремонта вагонов в составах;

телетайпной связи операторов СТЦ, используемой для передачи данных о вагонах прибывающих и отправляемых составов и текстов натурных листов;

информационными табло или промышленными телевизионными установками для контроля получения информации о ходе работ в основных парках станции и ее маневровых районах, свободности путей приема;

пневматической почтой (большого или малого диаметра), автоматическими конвейерами с приемными бункерами для транспортировки перевозочных документов;

устройствами компьютерной техники.

 


 

Размещение основных устройств

 

Взаимное расположение парков прибытия, сортировки и отправления

Как правило, сортировочные станции должны иметь последовательно расположенные парки приема, сортировки и отправления поездов. Проектирование комбинированного расположения (парк отправления расположен параллельно сортировочному) допускается в стесненных условиях и при соответствующем обосновании.

На первую очередь строительства и в трудных местных условиях при надлежащем обосновании допускается расположение парка приема параллельно сортировочному или сортировочно-отправочному. При этом следует предусматривать возможность последующего включения путей парка приема поездов в сортировочный парк.

При переустройстве безгорочной станции в горочную необходимо проектировать, как правило, укладку нового парка приема поездов перед горбом горки (последовательно).

При реконструкции горочных односторонних сортировочных станций с раздельными по направлениям движения парками приема и отправления эти парки, соответственно, по возможности, следует объединять для обоих направлений, а пути приемо-отправочного парка, смежного с сортировочным, должны быть использованы для развития последнего.

Сортировочную систему или станцию, работающую преимущественно на узел, порт, промышленный район, а также и в других случаях при соответствующем обосновании, допускается проектировать без отдельного отправочного парка с отправлением поездов непосредственно с путей сортировочно-отправочного парка. В остальных случаях сортировочная система должна иметь отдельный отправочный парк.

Если в проекте строительства или реконструкции сортировочной станции предусматривается сооружение группировочного или сортировочно-группировочного парка, его целесообразно располагать последовательно сортировочному. При этом следует учитывать структуру вагонопотоков, наличие свободной площадки, размещение пунктов местной работы на станции и примыкание подъездных путей. В случае применения параллельного роспуска составов, этот парк рекомендуется располагать между путями парков отправления четного и нечетного направлений.


 

10.7.2 Классификация сортировочных станций

10.7.3 Основные схемы сортировочных станций, их достоинства и недостатки

 

При конструировании и выборе схемы сортировочной станции необходимо учитывать:

значение станции (сетевое, районное), роль и прогнозируемые размеры ее основной работы на ближайшие годы и перспективу (в соответствии с генеральной схемой размещения и развития сортировочных станций);

прогнозируемые условия будущего этапного развития станции;

направления, соотношения размеров, структуру вагонопотоков станции и узла;

требования концентрации переработки вагонопотоков ближе к месту зарождения и на меньшем числе станций;

требования наиболее рационального распределения технического оснащения и работы по полной (и частичной) переработке (с группировкой) транзитных, местных вагонопотоков между проектируемой и другими сортировочными, а также грузовыми станциями в узле, при совместном проектировании системы технологических процессов и технического оснащения для переработки местных вагонопотоков на сортировочной и грузовых станциях узла;

работу по детальной подборке и группировке вагонов, которая может быть предусмотрена на специализированной для этой цели сортировочной станции крупного узла;

требования взаимосвязи параметров структуры путевого развития стрелочных горловин и сортировочных (сортировочно-группировочных, группировочных) парков, междупарковых соединений, структуры плана формирования поездов, особенностей выбранных технологий полной и частичной переработки вагонов (параллельного роспуска составов, рационального формирования групповых и многогруппых составов поездов и подач с использованием горочных сортировочных устройств, специальных информационных технологий);

особенности местоположения станции (в большом узле крупного города, вне крупного города и большого узла);

требования целесообразной и эффективной концентрации устройств и операций на сортировочной станции;

требования целесообразной минимизации потерь от враждебных пересечений маршрутов поездных и маневровых передвижений и затрат на развязки маршрутов в разных уровнях и на параллельные ходы, минимизации бросовых работ при перспективном развитии станции;

возможности применения в соответствующих условиях на небольших сортировочных станциях средств квази-непрерывного регулирования скорости вагонов на сортировочных устройствах, и новых технологий;

необходимость достаточного развития системы ходовых путей для поездных и маневровых локомотивов;

необходимость экономии средств на отчуждение земель, занимаемых под строительство.

! Схемы крупных сортировочных станций разрабатываются индивидуальным порядком.

Односторонние станции

Сортировочные станции, как правило, проектируются односторонними, так как внедрение новой техники, автоматики и телемеханики обеспечивает некоторый запас их перерабатывающей способности. Для односторонних станций стоимость сооружений значительно ниже двусторонних, а площадка для их размещения меньше, чем для двусторонних. Для односторонних станций требуется меньшее количество устройств и большая их концентрация.

   

Рис. Схемы односторонних сортировочных станций

с последовательным расположением основных парков (пример)

Рис. Схема односторонней сортировочной станции

с комбинированным расположением парков (пример)

 

П - парки приема; О - парки отправления; С - сортировочные парки;  и  - транзитные парки; ЭУ (ЭК) - экипировочные устройства; ЛХ и ВХ - локомотивное и вагонное хозяйства; МВРП - механизированные пункты текущего отцепочного ремонта вагонов.

При размерах переработки в 10-ом году эксплуатации на одной горке более 4000 вагонов в сутки и наличии благоприятной структуры вагонопотоков, рекомендуется предусматривать возможность и проектировать устройства для параллельного роспуска составов.

Угловые вагоны сортируются только один раз. Двойной перепробег поездов не грузового направления несколько увеличивает эксплуатационные расходы односторонних схем, замедляя движение вагонов и повышая число внутренних пересечений.

Расположение основных устройств станции следует принимать с учетом возможного доведения в перспективе числа сортировочных путей на отдельных сетевых станциях до 48-64, а на некоторых районных до 32-40.

 

Двусторонние станции

При отсутствии указанной возможности по местным условиям, а также в тех случаях, когда размеры переработки на десятый год эксплуатации будут превышать 6000 вагонов в сутки, при благоприятной структуре вагонопотоков, следует проектировать двустороннюю станцию, или, при больших размерах угловых вагонопотоков, - вторую одностороннюю сортировочную станцию в узле; при меньших размерах переработки - резервировать территорию для второй сортировочной системы или второй сортировочной станции в узле в зависимости от доли угловых потоков, с учетом встречных потоков с предузловых грузовых станций.

 

Рис. Схема двусторонней сортировочной станции

 

Двусторонние станции обеспечивают поточность следования вагонов обоих направлений, их минимальный пробег, имеют малое количество внутренних пересечений и создают максимальные удобства в работе. Однако такие станции стоят значительно дороже, имеют разбросанность ряда операций по территории, требуют увеличенного штата, большего числа маневровых районов и локомотивов и создают двойную сортировку угловых вагонов, вызывая значительные задержки подвижного состава. При больших угловых вагонопотоках резко ухудшаются показатели работы станции, и создается большое количество пересечений, возникающих от перестановки вагонов из системы в систему и следования локомотивов. Для двусторонних схем станций требуются площадки значительной длины. Такие станции чаще всего сооружаются при очень больших размерах сортировки в обоих направлениях и при небольших угловых вагонопотоках.

 


 

 

Путевое развитие, мощность технических устройств и их взаимное размещение на сортировочной станции должны обеспечивать:

потребную на расчетные сроки пропускную и перерабатывающую способность;

поточность в движении поездов, вагонов и локомотивов;

наиболее полное соответствие структуре обрабатываемых вагонопотоков и грузопотоков;

комплексное развитие всех технических элементов станции и их полное взаимодействие в работе;

возможность приема, отправления и формирования длинносоставных поездов;

наименьшее время нахождения вагонов и поездов под операциями, наименьшие пробеги составов, вагонов и локомотивов при минимальном числе пересечений маршрутов;

наименьшую себестоимость переработки вагонов;

возможность объединения и кооперирования устройств и сооружений, предназначенных для выполнения однородных технологических операций;

сохранность грузов и подвижного состава, а также личную безопасность обслуживающего персонала;

пропуск и переработку поездов и вагонов с опасными грузами в соответствии с указаниями МПС России.


 

10.7.4 Сооружения и устройства на сортировочных станциях

 

 

На сортировочной станции проектируются следующие основные устройства:

обслуживающие грузовое движение и выполняющие сортировочную и группировочную работу и формирование составов поездов и передач;

обеспечивающие экипировку, техническое обслуживание и ремонт локомотивов и вагонов;

обслуживающие пассажирское движение (в узлах, где оно не вынесено на параллельные ходы);

специальные устройства.

 

 

!Важно: Каждая сортировочная станция должна быть оснащена не менее чем одним горочным сортировочным устройством необходимой мощности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профиль

Парк приема проектируется на горизонтальной площадке с трехэлементным профилем, допускается сохранять этот парк на спуске в сторону горки до 1‰ на реконструируемых станциях. Расположение парка приема на спуске от 1 до 2,5‰ или на подъеме до 2‰ можно допускается при реконструкции в особо трудных местных условиях. Парк отправления располагается на площадке с трехэлементным профилем или подъеме до 1‰; а в особо трудных условиях при переустройстве станции - до 2,5‰.

 

Под "особо трудными условиями" следует понимать условия, которые исключают или технико-экономически не оправдывают применение основных или допускаемых для трудных условий технических норм. Под "трудными условиями" здесь и далее следует понимать с. южные топографические, инженерно-геологические, планировочные и другие местные условия, когда применение основных норм проектирования вызывает значительное увеличение объема строительно-монтажных работ, а на существующих линиях необходимость переустройства земляного полотна, станционных путей и искусственных сооружении, сноса капитальных строении.

 

Трехэлементный профиль приемо-отправочного пути

 

 

Рис. Трехэлементный продольный профиль приемо-отправочных путей:

 

i - крутизна противоуклонов, равная ;  - величина уклонов горловины, ;  - длина противоуклонов;  - длина разделительной площадки;  - полезная длина приемо-отправочного пути;  - длина горловины; L - длина станционной площадки;  - глубина понижения профиля.

 

Длину противоуклонов , м определяется по формуле

,

где K - коэффициент, определяющий допустимый диапазон глубины понижения, равный 0,45 - 0,55.

 


 

Продольный профиль сортировочного парка состоит из нескольких элементов.

Надвижная часть горки имеет перед сопрягающей кривой горба горки подъем крутизной от 12 до 16‰ на протяжении от 100 до 150 м, а предыдущий участок пути надвига (около 350 м) располагается на площадке или на подъеме не более 1‰.

Уклоны спускной части горочной горловины проектируют в соответствии с расчетом.

 Уклон участков сортировочных путей от предельного столбика подгорочной горловины до парковой тормозной позиции проектируют до 1,5-2,5‰.

Сортировочные пути за парковой III ТП до расчетной точки  РТ и далее вновь сооружаемых горок проектируются на равномерном спуске 0,6‰, кроме последнего участка длиной 100 м, который совместно с выходной горловиной сортировочного парка располагается на подъеме крутизной, 2 ‰.

 

Пути отправочного парка располагаются на площадке с трехэлементным профилем или на подъеме крутизной до 1 тысячных. В особо трудных местных условиях, при переустройстве существующих станций, отправочный парк допускается проектировать на спуске или подъеме крутизной до 2,5 тысячных, с обоснованием такого решения технико-экономическими расчетами.

 

При проектировании станции предусматривается применение механизированных устройств, предотвращающих самопроизвольный уход вагонов с путей приемного и отправочного парков, если продольный профиль путей этих парков не является трехэлементным, или если такой профиль не может предупредить, с необходимой надежностью, уход вагонов из - за сложных метеоусловий условий.


 

Транзитный парк

Приемо-отправочные пути (парки) для транзитных поездов следует, в зависимости от местных условий, располагается: рядом с отправочным парком для поездов своего формирования или параллельно предгорочному парку с обеспечением, во втором случае, возможности использования этих путей (парков) для приема поездов, поступающих в расформирование, и надвига составов на горку.

В отдельных редких случаях, в зависимости от местных условий и типа станции, пути (парки) для транзитных поездов допускается проектировать параллельно сортировочному парку.

Выбор варианта размещения путей для транзитных поездов должен быть обоснован технико-экономическими расчетами.

 

Пример параллельного с сортировочным парком размещения транзитного парка

На односторонних станциях, при расположении локомотивного хозяйства в районе отправочного парка, там же во всех случаях размещаются и транзитные парки. Применяется и комбинированный вариант, когда один транзитный парк (грузового направления) располагается рядом с отправочным парком, а другой - рядом с приемным парком.

При выборе места расположения транзитных парков учитывается наличие свободных площадок, размеры движения по направлениям и их соотношение, число транзитных поездов и их долю, количество пунктов технического обслуживания вагонов, систему обслуживания поездов локомотивами, место расположения локомотивного хозяйства (при необходимости смены локомотивов в транзитных поездах), технологию пропуска транзитных поездов по станции (с переломом или без перелома массы, с заменой групп вагонов).

Транзитные парки являются оперативным резервом путевого развития отправочных или приемных парков, параллельно которым они расположены.

 

Сортировочно-группировочные устройства

 

В связи с тем, что на сети железных дорог в крупных промышленных узлах вагонопотоки местных назначений достигают значительной величины, от 20 до 45% общей переработки, для подборки вагонов местных назначений и формирования многогруппных поездов применяют дополнительные устройства – местные сортировочно-группировочные парки с горкой малой мощности. Такие устройства могут располагаться последовательно среднему пучку сортировочного парка, что обеспечивает полную поточность переработки местных вагонопотоков и независимость от формирования поездов из транзитных вагонопотоков. Эти устройства могут размещаться последовательно крайнему пучку основного сортировочного парка, но возможно и другое их расположение.

 

Пример схемы станции с сортировочно-группировочным парком


 

Горловин парков сортировочных станций

Входные горловины

Конструкцию горловин парка приема определяет число путей в парке и количество подходов к станции. Схемы входных горловин должны обеспечивать возможность одновременного приема поездов с разных подходов и предусматривать секционирование для возможности заезда горочного локомотива на пути средних секций при приеме поездов с участков на пути крайних секций. При двух и более подходах к парку наилучшее положение тупикового пути для горочных локомотивов между главными путями. Схемы входных горловин парков приема отличаются числом путей, наличием петлевого подхода с не преимущественного направления и расположением локомотивного тупикового пути. Для приема и отправления угловых транзитных поездов в парк приема необходимо укладывать съезд II для выхода на главный путь отправления. При обращении на направлениях длинносоставных или соединенных поездов отдельные пути парков приема удлиняются в сторону перегона.

  


 

Выходные (предгорочные) горловины

 

План путевого развития предгорочной горловины должен обеспечивать параллельное выполнение операций:

заезда горочного локомотива за очередным составом,

надвига и роспуска составов с горки (при параллельном роспуске двух составов),

уборки поездных локомотивов с части путей,

приема поезда с направления, противоположного направлению сортировки и др.

Для пропуска поездных локомотивов предусматривают применение шлюзовых участков.

 

Выходные (предгорочные) горловины приемных парков относятся к самым загруженным элементам сортировочных станций. Их конструкции различаются в зависимости от числа путей надвига, расположения подхода для поездов не преимущественного направления.

 

Маршруты надвига составов по предгорочной горловине и надвижной части горки целесообразно секционировать. Это дает возможность одновременно с роспуском последней части составов с секции путей надвига, примыкающей к вершине горки, производить надвиг из приемного парка следующих составов на эти же пути, что позволяет сократить величину горочного интервала.

 

 

 

Основные схемы надвижной части горки и предгорочных горловин приемных парков

 

а) два (на перспективу четыре) пути надвига и два спускных пути, а при одном спускном пути два пути надвига объединяются в один путь.

в) петлевой подход для приема поездов не преимущественного направления предгорочная горловина разгружается от приема этих поездов, а для выпуска поездных локомотивов с путей 8-13 - путепроводная развязка под горкой. 5 путей надвига и 3 спускных пути обеспечивают применение параллельного роспуска составов на трех технологических линиях.

б) четыре пути надвига, а участок 6а пути надвига является шлюзовым, что позволяет поездные локомотивы с путей 7-12 кратковременно задержать до освобождения пути надвига 5а, а затем пропустить их в локомотивное депо. Это повышает пропускную способность горловины.

г) надвижная часть горки и предгорочной горловины приемного парка двусторонней сортировочной станции или односторонней станции с объединенным приемным парком, где поезда негрузового направления принимают через входную горловину по полукольцевому (петлевому) подходу. Предусмотрено устройство параллельных ходов, укладка 5 путей надвига, 3 спускных пути и 2 обходных путей. Для пропуска локомотивов в депо - устройство шлюзов и путепроводной развязки. На надвижной части горки выполняется одновременно 5-6 операций.

 

Горочная горловина

Для увеличения перерабатывающей способности сортировочной горки, горочную горловину в пределах от первой разделительной стрелки до предельных столбиков стрелочных переводов, ведущих на сортировочные пути, проектируют короткой, обеспечивающей наименьшую длину совместного маршрута следования для большинства отцепов и наименьшую сумму углов поворота кривых на маршрутах их скатывания:

пути сортировочного парка со стороны горки группируют в пучки, содержащие 4-8 путей в каждом; крайние пучки путей могут быть неполными, если это обеспечивает радиус закрестовинных кривых равным 180 м и более;

применяют симметричные стрелочные переводы с крестовинами марки 1/6;

расстояние между центрами симметричных стрелочных переводов с крестовинами марки 1/6 при их попутной укладке принимают минимально возможное, но не менее 23,97 м при рельсах типа Р50 и 23,85 м при рельсах типа Р65;

выход с крайних пучков или 3-4 крайних путей сортировочного парка в обход горки предусматривают укладкой симметричных стрелочных переводов с крестовинами марки 1/6 или перекрестных съездов;

для установки вагонных замедлителей предусматривают прямые участки пути, длина которых определяется в зависимости от числа и типа замедлителей на каждой позиции;

длину предстрелочного изолированного участка (от изолирующих стыков до начала остряков) предусматривают не менее 6 м;

предусматривают пути, в т.ч. не менее двух путей (как правило крайних) с уширенными междупутьями (не менее 7,5 м) для вагонов, поступающих в ремонт;

один или два средних пучка проектируют общими для направления попеременноперекрестных вагонопотоков со всех спускных путей при параллельном роспуске составов на горке;

размещают в горочной горловине устройства для ускорения сортировки вагонов, которые запрещено спускать с горки без локомотива (ЗСГ).

 

Горочная горловина для параллельного роспуска составов с тремя и более путями надвига и, как правило, с двумя или тремя спускными путями. Такие горочные горловины уменьшают объем повторной сортировки вагонов и увеличивают перерабатывающую способность горки.

            

а) горочная горловина с двумя путями надвига, двумя спускными путями, перекрестным съездом между спускными путями и одним средним общим пучком сортировочных путей. На пути среднего общего пучка направляют попеременно вагоны с обоих спускных путей.

г) и д) в горочных горловинах запроектированы устройства для ускорения сортировки вагонов, которые запрещено спускать с горки без локомотива (ЗСГ).

Специально укладывают вспомогательные один или два сквозных пути с тормозными средствами.

б) и д) существенное снижение объема повторной переработки вагонов дают конструкции горочных горловин, что имеющих три спускных пути, а также два общих пучка  сортировочных путей, которые обеспечивают параллельность выполнения многих маршрутов скатывания отцепов.

 

Хвостовая горловина

Хвостовую горловину сортировочного парка проектируют на одновременную работу маневровых локомотивов на соседних пучках путей, подачу поездных локомотивов и отправление сформированных поездов. Наиболее целесообразны хвостовые горловины с симметричными стрелочными переводами марки 1/6, обеспечивающие сокращение длины и четкое отделение районов маневровой работы в стрелочной зоне. Взаимозаменяемость вытяжных путей таких горловин обеспечивает высокую маневренность и надежность работы.

Особенностью хвостовой горловины является наличие вспомогательных сортировочных устройств малой мощности, увеличивающих производительность труда, сокращение времени формирования групповых сборных и передаточных поездов.

  


 

Парки отправления

Парк отправления, расположенный последовательно с сортировочным, проектируются от последнего на расстоянии около 400-500 м для обеспечения маневровой работы в конце сортировочного парка и возможности увеличения длины и числа путей в сортировочном и отправочном парках.

Горловины парков отправления проектируют с учетом взаимозаменяемости путей отправления сформированных поездов и путей приема транзитных поездов.

Схемы парков отправления (пример)

 

Горловина (входная) парка отправления со стороны сортировочного парка должна обеспечивать:

работу локомотивов по формированию поездов;

возможность перестановки составов своего формирования;

прием транзитных поездов;

проход маневровых локомотивов после перестановки составов.

 

Выходная горловина парка отправления должна предусматривать:

подачу и уборку поездных локомотивов из депо к поездам (в том числе для транзитных поездов);

проход маневровых локомотивов в парк сортировки для формирования составов;

отправление поездов на линию.

 

В выходной горловине проектируют один или два тупиковых пути для прохода локомотивов. Если со станции предусматривается отправление длинносоставных и соединенных поездов, то отдельная часть путей (смежных с главными) должна иметь полезную длину, достаточную для размещения этих поездов.

В ряде случаев могут проектироваться группировочные парки с горками малой мощности.

Схема станции с сортировочно-группировочным парком с горкой малой мощности

Технические средства локомотивного хозяйства

В комплекс сооружений и технических устройств локомотивного хозяйства входят следующие объекты:

депо основные электровозные, тепловозные, паровозные и моторвагонные с цехами, мастерскими, служебными и бытовыми помещениями;

пункты технического обслуживания, совмещенные с экипировкой локомотивов;

устройства для наружной очистки, обмывки и продувки локомотивов на открытой площадке или в закрытом стойле с производственными и служебно-бытовыми помещениями;

установки для реостатных испытаний тепловозов с электрической передачей на открытой площадке;

устройства для экипировки локомотивов на открытой площадке или в закрытых стойлах с производственными и служебно-бытовыми помещениями;

устройства для экипировки локомотивов на приемо-отправочных путях станции с производственными и служебно-бытовыми помещениями;

 склады топлива и смазки;

дома отдыха локомотивных бригад;

пути для стоянки локомотивов, готовых к работе и запасных;

пути ходовые, обгонные, экипировочные и служебные;

устройства для поворота локомотивов.


 

Локомотивное депо — это основное производственное подразделение локомотивного хозяйства. Их сооружают на участковых, сортировочных и пассажирских станциях, выбираемых на основе технико-экономического сравнения различных вариантов.

Депо, имеющие приписной парк локомотивов для обслуживания грузовых или пассажирских поездов, локомотивные здания, мастерские и другие технические средства для производства текущего ремонта, технического обслуживания и экипировки, называют основными.

Оборотным называют депо, находящееся в конце тягового плеча, где оборачиваются локомотивы для обратного следования в основное депо. В оборотном депо размещают пункты технического обслуживания и экипировки локомотивов, экипировочные устройства и дома отдыха локомотивных бригад.

По виду тяги различают тепловозные, электровозные, моторвагонные, дизельные и смешанные депо.

Применяется разделение локомотивных депо на эксплуатационные и ремонтные.

 

По форме периметра здания депо бывают прямоугольные (а), ступенчатые (в) и веерные (б, г).


Веерное депо (пример)

В локомотивных депо предусмотрены специализированные стойла следующего назначения:

для технического обслуживания (ТО-2 и ТО-З) и текущего ремонта (ТР-1, ТР-2, ТР-3),

обточки колесных пар без выкатки,

одиночной выкатки колесно-моторных блоков,

реостатных испытаний тепловозов и окраски.

 

 

Депо оснащены подъемно-транспортным оборудованием: мостовыми кранами, кран-балками, электропогрузчиками, электрокарами; различными моечными и очистными машинами, позволяющими производить обмывание полного комплекта узлов и деталей локомотива, поступившего в текущий ремонт.

В электромашинных цехах депо, где выполняется текущий ремонт, предусмотрено специальное оборудование: станки для обработки коллекторов, балансировки роторов, бандажировки якорей, различные прессы, сушильные печи, оборудование для пропитки и стенды для испытания машин, оборудования и испытательные стенды для ремонта и испытания электроаппаратов электровозов, тепловозов, электропоездов и дизель-поездов.

Тепловозные депо  оснащены стендами для испытаний топливной аппаратуры дизелей, секций холодильников, компрессоров и другого оборудования. В локомотивных депо в аккумуляторных отделениях производят осмотры и ремонты аккумуляторов, тренировочные заряды-разряды и окончательный заряд. Предусмотрена возможность подзарядки батарей без снятия их с локомотивов.

Основные экипировочные устройства необходимо располагаются в одном месте на территории локомотивного хозяйства. В обоснованных случаях допускается проектировать дополнительные экипировочные устройства, которые следует размещать в районе транзитных и отправочных парков. Пути экипировки, технического обслуживания и стоянки локомотивов должны быть запроектированы сквозными, с двусторонними выходами в парки станции.

В необходимых случаях устройства для экипировки размещают на приемо-отправочных путях транзитных парков.

Устройства вагонного хозяйства

 

На сортировочных станциях следует проектировать следующие устройства и сооружения вагонного хозяйства:

пункты технического обслуживания вагонов;

механизированный пункт текущего отцепочного ремонта вагонов;

пункт технического обслуживания и экипировки рефрижераторных поездов и секций, а также пункт технического обслуживания автономных рефрижераторных вагонов (на полигоне их использования);

при необходимости вагонное ремонтное предприятие с контрольным пунктом автотормозов.

 

Пункты технического обслуживания и текущего ремонта ПТО предназначены для выявления и устранения технических неисправностей вагонов в формируемых и транзитных поездах и обеспечения максимально возможных пробегов их без остановок. Техническое обслуживание осуществляется комплексными бригадами.

Пункт технического обслуживания и экипировки рефрижераторных поездов и секций, а также пункт технического обслуживания автономных рефрижераторных вагонов (ПТО АРВ), при одностороннем потоке скоропортящихся грузов следует располагать с внешней стороны соответствующего транзитного парка. При смешанном потоке скоропортящихся транзитных грузов без переработки и с переработкой, и наличии местного потока скоропортящихся грузов, эти пункты располагаются рядом с сортировочным или отправочным парком, с внешней стороны, а при параллельном расположении этих парков - между ними.

Пути механизированного пункта текущего отцепочного ремонта вагонов располагаются рядом с сортировочным парком. При размещении капитальных сооружений вагонного ремонтного предприятия и механизированного пункта текущего отцепочного ремонта должна быть обеспечена возможность развития сортировочного парка и удлинения его путей. Пути текущего отцепочного ремонта вагонов имеют непосредственную связь с горкой и выходной горловиной сортировочного парка, а пути и устройства вагонного депо должны иметь непосредственную связь с сортировочным парком и с механизированными пунктами текущего отцепочного ремонта.

Вагонные депо предназначены для деповского, периодического и текущего отцепочного ремонтов вагонов; изготовления и ремонта запасных частей для пунктов технического обслуживания и безотцепочного ремонта вагонов в пределах прикрепленных к депо участков. Вагонные депо подразделяются на грузовые, пассажирские и рефрижераторные. При небольшом объеме ремонта они могут быть смешанными (для пассажирских и грузовых вагонов).

Вагоноремонтные предприятия предназначены для заводского ремонта вагонов, модернизации их, изготовления запасных частей и формирования колесных пар, и, как правило, специализируются на ремонте одного типа вагонов. Они размещаются с учетом обслуживания определенных районов сети железных дорог и концентрации в этих районах преимущественного типа вагонов с тем, чтобы сократить время на пересылку их в ремонт.

 


 

Прочие устройства

 

Платформы для сортировки и перегрузки мелких отправок грузов следует проектировать, как правило, у сквозных путей, которые должны иметь соединения с горкой, сортировочными и вытяжными путями, а пути для непосредственной перегрузки из вагона в вагон, кроме, того, и с вагоноремонтными устройствами. В трудных условиях допускается устраивать тупиковые перегрузочные пути. Сортировочную платформу и перегрузочные пути целесообразно располагать вблизи выходной стрелочной горловины сортировочного парка, размещая там же и весовой путь.

 

При значительном количестве транзитных контейнеров, подлежащих сортировке, проектируют механизированную контейнерную площадку, которую целесообразно располагать вблизи выходной стрелочной горловины сортировочного парка и вытяжных путей, если на станции не предусматривается грузовой район (двор).

 

В случае необходимости устройства грузового района (двора) на сортировочной станции его следует располагать таким образом, чтобы развитие станции и самого грузового района можно было осуществлять беспрепятственно. Путь, соединяющий станцию с грузовым районом, можно проектировать с пересечением главного пути в одном или разных уровнях, в зависимости от размеров движения.

 


 

Литература:

 

Правила и технические нормы проектирования станций и узлов на железных дорогах колеи 1520 мм от  28 июля 2000 г. N ЦД-858

 

А к у л и н и ч е в В.М., Правдин Н.В., Болотный В.Я., С а в ч е н к о И.Е. Железнодорожные станции и узлы.

 

Правила и технические нормы проектирования станций и узлов на железных дорогах колеи 1520 мм.

 

Колодий Л.П. и др. Планы выходных горловин сортировочных станций. – М.: МИИТ, 1989 г.


 

Контрольные вопросы:

 

1.     Какое основное предназначение сортировочных станций?

a.     Прием, отправление, пропуск поездов и локомотивов

b.     Подборка вагонов по фронтам погрузки-выгрузки

c.      Сортировка вагонов в соответствии с планом формирования

Правильный ответ: с

 

2.     Как подразделяются сортировочные станции по значению их работы для сети железных дорог?

a.     Решающие сортировочные станции и сортировочные станции

b.     Важнейшие сортировочные станции и сортировочные станции

c.      Сетевые сортировочные станции и сортировочные станции

Правильный ответ: b

 

3.     Для каких типов сортировочных станций требуется меньшая площадка при строительстве?

a.     Для двусторонних

b.     Для односторонних

c.      Такого разделения нет, размер площадки стандартный

Правильный ответ: b

 

4.     Что является преимуществом односторонних сортировочных станций перед двусторонними?

a.     Отсутствие углового вагонопотока

b.     Обеспечение поточности следования вагонов обоих направлений

c.      Минимальный пробег вагонов обоих направлений

Правильный ответ: а


 

5.     На каком профиле проектируются парки приема?

a.     На уклоне не более 0,6 в сторону, противоположную сортировочному парку

b.     На профиле типа «гора»

c.      На горизонтальной площадке с трехэлементным профилем

Правильный ответ: с

 

6.     Как называются условия проектирования, которые исключают или технико-экономически не оправдывают применение основных или допускаемых для трудных условий технических норм?

a.     Отклонения от технических норм

b.     Особо трудные условия

c.      Горные условия

Правильный ответ: b

 

7.     Какова крутизна противоуклонов трехэлементного профиля приемо-отправочного пути?

a.     1,5 – 2,5 ‰

b.     0,5 ‰

c.      0 – 2 ‰

Правильный ответ: а

 

8.     На каком уклоне допускается проектировать парк отправления в особо трудных условиях при переустройстве станции?

a.     на подъеме до 1‰

b.     на подъеме до 2,5‰

c.      на спуске до 5‰

Правильный ответ: b


 

 

9.     Какой элемент из перечисленных является самым загруженным на сортировочной станции?

a.     Входная горловина парка приема

b.     Выходная горловина парка отправления

c.      Выходная горловина парка приема

Правильны ответ: с

 

10.                        Какое подразделение локомотивного хозяйства, имеет приписной парк локомотивов для обслуживания грузовых или пассажирских поездов, локомотивные здания, мастерские и другие технические средства для производства текущего ремонта, технического обслуживания и экипировки?

a.     Локомотивное депо (основное)

b.     Локомотивное депо (оборотное)

c.      Пункт смены локомотивных бригад

Правильный ответ: а