10.7 Сортировочные
станции
В данном разделе вы познакомитесь с
устройством, назначением и основными схемами сортировочных станций.
После изучения раздела вы должны
понимать принцип размещения устройств и основные принципы проектирования
сортировочных станций. Вы должны знать основные операции, производимые на
сортировочных станциях.
10.7.1 Назначение
сортировочных станций, основные операции и устройства
|
Функции железнодорожной станции |
|
Прием, отправление и пропуск поездов в
соответствии с графиком движения поездов и на основании заданий ДЦУП. |
|
Прием к перевозке, погрузка, выгрузка, сортировка
и выдача грузов, обслуживание железнодорожных путей необщего пользования в
соответствии с заключенными договорами. |
|
Формирование и расформирование грузовых поездов в
соответствии с установленным планом формирования поездов. |
|
Организация маневровой работы с пассажирскими и
почтово-багажными поездами и вагонами, а также вагонами специально-
техническими, служебно-техническими и другими вагонами пассажирского типа. |
|
Оказание услуг в соответствии с заключенными
договорами, в том числе с организациями-перевозчиками и
компаниями-операторами; создание условий для их производственной деятельности
на путях общего пользования. |
|
Контроль за устойчивой работой технических средств
и устройств на железнодорожной станции, содержанием эксплуатируемых зданий и
сооружений. |
|
Передача и прием из информационно-вычислительного
центра - структурного подразделения Главного вычислительного центра - филиала
ОАО "РЖД" (ИВЦ) информации о грузовых, коммерческих, технических и
пассажирских операциях с поездами и вагонами, выполняемых на железнодорожной
станции, другой информации о работе железнодорожной станции в зависимости от
местных условий. |
|
Разработка и выполнение планов и мероприятий по
обеспечению безопасности движения поездов, охране труда, техническому
обучению, подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников
железнодорожной станции. |
|
Разработка и
проведение мероприятий по обеспечению сохранности перевозимых грузов, средств
идентификации на грузы, следующие под таможенным контролем и подвижного
состава, улучшению количественных и качественных показателей работы
железнодорожной станции, доставки грузов в установленные сроки. |
|
Разработка техническо-распорядительного акта и
приложений к нему и технологического процесса работы железнодорожной станции. |
|
Ведение в установленном порядке учета и отчетности
о работе железнодорожной станции. |
|
Выполнение совместно с подразделениями других
филиалов ОАО "РЖД"
мероприятий по подготовке к работе в зимних условиях, в паводковый период, по
организации бесперебойной работы в период снегопадов и метелей. |
|
В качестве
сортировочных проектируют станции, предназначенные для выполнения следующих
основных операций: |
|
сортировка вагонов в соответствии с планом
формирования по назначениям следования и формирование из этих вагонов
составов поездов; |
|
формирование передач на подъездные пути
предприятий промышленного транспорта и прием вагонов с подъездных путей; |
|
подборка (группировка) вагонов в составах передач
на грузовые станции узла и поездов на портовые и паромные станции, а также в
составах сборных и других многогруппных и групповых поездов местных
назначений на прилегающие участки; |
|
осмотр и подготовка составов поездов и отдельных
вагонов в техническом и коммерческом отношениях; |
|
выполнение операций по пропуску поездов без
переработки составов и с их частичной переработкой и заменой групп. |
Кроме того, на
сортировочных станциях могут выполняться ремонт вагонов, смена локомотивов и
локомотивных бригад, сортировка грузов и формирование сборных вагонов с
контейнерами, контрейлерами и мелкими отправками, обслуживание рефрижераторного
подвижного состава, а также местная грузовая работа и, в необходимых случаях,
ремонт, техническое обслуживание и экипировка локомотивов, пропуск пассажирских
поездов.
Проектированию
станций предшествуют инженерно-геодезические, инженерно-геологические и
экономические изыскания. В период изысканий выявляются объемы работ и роль станции
в узле и на расчетном полигоне сети железных дорог. Рассматриваются места
возможного размещения сортировочной станции с учетом ее увязки с основными
станциями узла.
|
Проекты сортировочных станций должны
предусматривать основные устройства: |
|
создание условий для включения станции в
автоматизированную систему управления железнодорожным транспортом |
|
устройство маршрутной электрической централизации
стрелок и сигналов при приеме и отправлении поездов, а в менее деятельных
маневровых районах - электрической централизации стрелок |
|
сортировочные устройства (горки повышенной,
большой, средней и малой мощности, вытяжные пути со стрелочными горловинами
на уклонах или площадках), тип и мощность которых устанавливаются проектом в
зависимости от размеров и характера перерабатываемого вагонопотока на десятый
год эксплуатации, предусматривая применение устройств автоматизации и
механизации процессов надвига, расформирования и формирования составов на
горках, в том числе в перспективе - устройства автоматического разъединения
автосцепок вагонов; |
|
при загрузках вытяжных путей формирования более
0,6 и соответствующем обосновании, для подборки вагонов по группам в составах
многогруппных поездов и передач (включая, при необходимости, группировку
вагонов по местам и участкам погрузки - выгрузки), по видам ремонта, вагонов
с отсевных путей - горку малой мощности на вытяжном пути формирования,
специально укладываемые парки (группировочные, сортировочно-группировочные); |
|
по особому заданию - устройства для повышения безопасности
и ускорения расформирования составов, имеющих вагоны с опасными грузами (и
другие, не подлежащие спуску с горки без локомотива); |
|
компрессорную станцию с воздухопроводной сетью,
для обслуживания, при обосновании, всех нужд железнодорожного хозяйства
станции; |
|
устройства и воздухораспределительные сети для
опробования автотормозов; |
|
устройства для транспортировки вагонных деталей, а
также для ограждения составов на путях, специализированных для технического
осмотра составов или безотцепочного ремонта вагонов; |
|
специальные механизированные площадки для ремонта
замедлителей и монтажа блоков стрелочных переводов, оборудованные крановыми и
другими механизмами; |
|
средства для осмотра вагонов в техническом и
коммерческом отношениях (промышленные телевизионные установки, электронные
габаритные ворота, электронные весы); |
|
механизированные устройства автоматического или
полуавтоматического действия для закрепления подвижного состава от
самопроизвольного движения. |
|
Виды связи: |
|
информационной связи для получения и передачи
данных о прибывающих и отправляемых поездах, вагонах и грузах (компьютеры,
аппараты телетайп, фототелеграфные аппараты, видеомагнитофоны, устройства
прямой телефонной связи с магнитофонными приставками); |
|
внутристанционной распорядительной прямой
телефонной связи; |
|
диспетчерской внутристанционной связи, маневровой
и других видов станционной радиосвязи, и устройствами оповещения,
преимущественно индуктивного типа, для передачи указаний и сигналов о
маневровых передвижениях, а также для переговоров маневровых диспетчеров,
дежурных по станциям, составителей поездов, машинистов маневровых
локомотивов, работников станционных технологических центров (СТЦ),
военизированной охраны, пунктов технического обслуживания вагонов, работников
пути, обслуживающих путевые и снегоочистительные, машины, по вопросам
организации маневровой работы осмотра и ремонта вагонов в составах; |
|
телетайпной связи операторов СТЦ, используемой для
передачи данных о вагонах прибывающих и отправляемых составов и текстов натурных
листов; |
|
информационными табло или промышленными
телевизионными установками для контроля получения информации о ходе работ в
основных парках станции и ее маневровых районах, свободности путей приема; |
|
пневматической почтой (большого или малого диаметра),
автоматическими конвейерами с приемными бункерами для транспортировки
перевозочных документов; |
|
устройствами компьютерной техники. |
Размещение
основных устройств
10.7.2 Классификация
сортировочных станций
10.7.3 Основные схемы
сортировочных станций, их достоинства и недостатки
|
При
конструировании и выборе схемы сортировочной станции необходимо учитывать: |
|
значение станции
(сетевое, районное), роль и прогнозируемые размеры ее основной работы на
ближайшие годы и перспективу (в соответствии с генеральной схемой размещения
и развития сортировочных станций); |
|
прогнозируемые
условия будущего этапного развития станции; |
|
направления,
соотношения размеров, структуру вагонопотоков станции и узла; |
|
требования
концентрации переработки вагонопотоков ближе к месту зарождения и на меньшем
числе станций; |
|
требования
наиболее рационального распределения технического оснащения и работы по
полной (и частичной) переработке (с группировкой) транзитных, местных
вагонопотоков между проектируемой и другими сортировочными, а также грузовыми
станциями в узле, при совместном проектировании системы технологических
процессов и технического оснащения для переработки местных вагонопотоков на
сортировочной и грузовых станциях узла; |
|
работу по детальной
подборке и группировке вагонов, которая может быть предусмотрена на
специализированной для этой цели сортировочной станции крупного узла; |
|
требования
взаимосвязи параметров структуры путевого развития стрелочных горловин и
сортировочных (сортировочно-группировочных, группировочных) парков,
междупарковых соединений, структуры плана формирования поездов, особенностей
выбранных технологий полной и частичной переработки вагонов (параллельного
роспуска составов, рационального формирования групповых и многогруппых
составов поездов и подач с использованием горочных сортировочных устройств,
специальных информационных технологий); |
|
особенности
местоположения станции (в большом узле крупного города, вне крупного города и
большого узла); |
|
требования
целесообразной и эффективной концентрации устройств и операций на
сортировочной станции; |
|
требования
целесообразной минимизации потерь от враждебных пересечений маршрутов
поездных и маневровых передвижений и затрат на развязки маршрутов в разных
уровнях и на параллельные ходы, минимизации бросовых работ при перспективном
развитии станции; |
|
возможности
применения в соответствующих условиях на небольших сортировочных станциях
средств квази-непрерывного регулирования скорости вагонов на сортировочных
устройствах, и новых технологий; |
|
необходимость
достаточного развития системы ходовых путей для поездных и маневровых
локомотивов; |
|
необходимость
экономии средств на отчуждение земель, занимаемых под строительство. |
! Схемы крупных сортировочных станций разрабатываются индивидуальным
порядком.
Односторонние
станции
Сортировочные станции, как правило,
проектируются односторонними, так как внедрение новой техники, автоматики и
телемеханики обеспечивает некоторый запас их перерабатывающей способности. Для
односторонних станций стоимость сооружений значительно ниже двусторонних, а
площадка для их размещения меньше, чем для двусторонних. Для односторонних
станций требуется меньшее количество устройств и большая их концентрация.
|
Рис. Схемы односторонних сортировочных станций с последовательным расположением основных парков (пример) |
Рис. Схема односторонней сортировочной станции с комбинированным расположением парков (пример) |
П - парки приема; О - парки отправления; С - сортировочные
парки;
При размерах переработки в 10-ом году
эксплуатации на одной горке более 4000 вагонов в сутки и наличии благоприятной
структуры вагонопотоков, рекомендуется предусматривать возможность и
проектировать устройства для параллельного роспуска составов.
Угловые вагоны сортируются только один
раз. Двойной перепробег поездов не грузового направления несколько увеличивает
эксплуатационные расходы односторонних схем, замедляя движение вагонов и
повышая число внутренних пересечений.
Расположение основных
устройств станции следует принимать с учетом возможного доведения в перспективе
числа сортировочных путей на отдельных сетевых станциях до 48-64, а на
некоторых районных до 32-40.
При отсутствии
указанной возможности по местным условиям, а также в тех случаях, когда размеры
переработки на десятый год эксплуатации будут превышать 6000 вагонов в сутки,
при благоприятной структуре вагонопотоков, следует проектировать двустороннюю
станцию, или, при больших размерах угловых вагонопотоков, - вторую
одностороннюю сортировочную станцию в узле; при меньших размерах переработки -
резервировать территорию для второй сортировочной системы или второй
сортировочной станции в узле в зависимости от доли угловых потоков, с учетом
встречных потоков с предузловых грузовых станций.
Рис. Схема двусторонней сортировочной станции
Двусторонние станции обеспечивают поточность
следования вагонов обоих направлений, их минимальный пробег, имеют малое
количество внутренних пересечений и создают максимальные удобства в работе.
Однако такие станции стоят значительно дороже, имеют разбросанность ряда
операций по территории, требуют увеличенного штата, большего числа маневровых
районов и локомотивов и создают двойную сортировку угловых вагонов, вызывая значительные
задержки подвижного состава. При больших угловых вагонопотоках резко ухудшаются
показатели работы станции, и создается большое количество пересечений, возникающих
от перестановки вагонов из системы в систему и следования локомотивов. Для
двусторонних схем станций требуются площадки значительной длины. Такие станции
чаще всего сооружаются при очень больших размерах сортировки в обоих
направлениях и при небольших угловых вагонопотоках.
|
Путевое развитие, мощность технических устройств и их взаимное
размещение на сортировочной станции должны обеспечивать: |
|
потребную на расчетные сроки пропускную и перерабатывающую способность; |
|
поточность в движении поездов, вагонов и локомотивов; |
|
наиболее полное соответствие структуре обрабатываемых вагонопотоков и
грузопотоков; |
|
комплексное развитие всех технических элементов станции и их полное
взаимодействие в работе; |
|
возможность приема, отправления и формирования длинносоставных поездов; |
|
наименьшее время нахождения вагонов и поездов под операциями,
наименьшие пробеги составов, вагонов и локомотивов при минимальном числе
пересечений маршрутов; |
|
наименьшую себестоимость переработки вагонов; |
|
возможность объединения и кооперирования устройств и сооружений,
предназначенных для выполнения однородных технологических операций; |
|
сохранность грузов и подвижного состава, а также личную безопасность
обслуживающего персонала; |
|
пропуск и переработку поездов и вагонов с опасными грузами в
соответствии с указаниями МПС России. |
10.7.4 Сооружения и
устройства на сортировочных станциях
|
На
сортировочной станции проектируются следующие основные устройства: |
|
обслуживающие
грузовое движение и выполняющие сортировочную и группировочную работу и
формирование составов поездов и передач; |
|
обеспечивающие
экипировку, техническое обслуживание и ремонт локомотивов и вагонов; |
|
обслуживающие
пассажирское движение (в узлах, где оно не вынесено на параллельные ходы); |
|
специальные
устройства. |
!Важно: Каждая сортировочная станция должна быть оснащена не менее чем
одним горочным сортировочным устройством необходимой мощности.
Профиль
Парк приема
проектируется на горизонтальной площадке с трехэлементным профилем, допускается
сохранять этот парк на спуске в сторону горки до 1‰ на реконструируемых
станциях. Расположение парка приема на спуске от 1 до 2,5‰ или на подъеме до 2‰
можно допускается при реконструкции в особо трудных местных условиях. Парк
отправления располагается на площадке с трехэлементным профилем или подъеме до
1‰; а в особо трудных условиях при переустройстве станции - до 2,5‰.
Под "особо трудными условиями"
следует понимать условия, которые исключают или технико-экономически не
оправдывают применение основных или допускаемых для трудных условий технических
норм. Под "трудными условиями" здесь и далее следует понимать с.
южные топографические, инженерно-геологические, планировочные и другие местные
условия, когда применение основных норм проектирования вызывает значительное
увеличение объема строительно-монтажных работ, а на существующих линиях
необходимость переустройства земляного полотна, станционных путей и
искусственных сооружении, сноса капитальных строении.
Трехэлементный
профиль приемо-отправочного пути
Рис.
Трехэлементный продольный профиль приемо-отправочных путей:
i - крутизна
противоуклонов, равная
Длину противоуклонов
где K - коэффициент, определяющий допустимый
диапазон глубины понижения, равный 0,45 - 0,55.
Продольный профиль сортировочного парка состоит из нескольких элементов.
Надвижная часть
горки имеет перед сопрягающей кривой горба горки подъем крутизной от 12 до 16‰
на протяжении от 100 до 150 м, а предыдущий участок пути надвига (около 350 м)
располагается на площадке или на подъеме не более 1‰.
Уклоны спускной части горочной горловины проектируют в соответствии с
расчетом.
Уклон участков сортировочных путей от предельного столбика подгорочной
горловины до парковой тормозной позиции проектируют до 1,5-2,5‰.
Сортировочные пути за парковой III ТП до расчетной точки РТ и далее вновь сооружаемых горок
проектируются на равномерном спуске 0,6‰, кроме последнего участка длиной 100
м, который совместно с выходной горловиной сортировочного парка располагается
на подъеме крутизной, 2 ‰.
Пути отправочного парка располагаются на площадке
с трехэлементным профилем или на подъеме крутизной до 1 тысячных. В особо
трудных местных условиях, при переустройстве существующих станций, отправочный
парк допускается проектировать на спуске или подъеме крутизной до 2,5 тысячных,
с обоснованием такого решения технико-экономическими расчетами.
При
проектировании станции предусматривается применение механизированных устройств,
предотвращающих самопроизвольный уход вагонов с путей приемного и отправочного
парков, если продольный профиль путей этих парков не является трехэлементным,
или если такой профиль не может предупредить, с необходимой надежностью, уход
вагонов из - за сложных метеоусловий условий.
Транзитный парк
Приемо-отправочные
пути (парки) для транзитных поездов следует, в зависимости от местных условий,
располагается: рядом с отправочным парком для поездов своего формирования или
параллельно предгорочному парку с обеспечением, во втором случае, возможности
использования этих путей (парков) для приема поездов, поступающих в
расформирование, и надвига составов на горку.
В отдельных редких
случаях, в зависимости от местных условий и типа станции, пути (парки) для
транзитных поездов допускается проектировать параллельно сортировочному парку.
Выбор варианта размещения путей для транзитных поездов должен быть
обоснован технико-экономическими расчетами.
Пример параллельного с сортировочным парком размещения транзитного парка
На односторонних
станциях, при расположении локомотивного хозяйства в районе отправочного парка,
там же во всех случаях размещаются и транзитные парки. Применяется и
комбинированный вариант, когда один транзитный парк (грузового направления)
располагается рядом с отправочным парком, а другой - рядом с приемным парком.
При выборе места
расположения транзитных парков учитывается наличие свободных площадок, размеры
движения по направлениям и их соотношение, число транзитных поездов и их долю,
количество пунктов технического обслуживания вагонов, систему обслуживания
поездов локомотивами, место расположения локомотивного хозяйства (при
необходимости смены локомотивов в транзитных поездах), технологию пропуска транзитных
поездов по станции (с переломом или без перелома массы, с заменой групп
вагонов).
Транзитные парки являются оперативным резервом путевого развития
отправочных или приемных парков, параллельно которым они расположены.
Сортировочно-группировочные устройства
В связи с тем, что на сети железных
дорог в крупных промышленных узлах вагонопотоки местных назначений достигают
значительной величины, от 20 до 45% общей переработки, для подборки вагонов
местных назначений и формирования многогруппных поездов применяют
дополнительные устройства – местные сортировочно-группировочные парки с горкой
малой мощности. Такие устройства могут располагаться последовательно среднему
пучку сортировочного парка, что обеспечивает полную поточность переработки
местных вагонопотоков и независимость от формирования поездов из транзитных
вагонопотоков. Эти устройства могут размещаться последовательно крайнему пучку
основного сортировочного парка, но возможно и другое их расположение.
Пример схемы
станции с сортировочно-группировочным парком
Горловин парков сортировочных станций
Входные горловины
Конструкцию горловин парка приема
определяет число путей в парке и количество подходов к станции. Схемы входных
горловин должны обеспечивать возможность одновременного приема поездов с разных
подходов и предусматривать секционирование для возможности заезда горочного
локомотива на пути средних секций при приеме поездов с участков на пути крайних
секций. При двух и более подходах к парку наилучшее положение тупикового пути
для горочных локомотивов между главными путями. Схемы входных горловин парков
приема отличаются числом путей, наличием петлевого подхода с не преимущественного
направления и расположением локомотивного тупикового пути. Для приема и
отправления угловых транзитных поездов в парк приема необходимо укладывать
съезд II для выхода на главный путь отправления. При обращении на направлениях
длинносоставных или соединенных поездов отдельные пути парков приема удлиняются
в сторону перегона.
Выходные (предгорочные) горловины
|
План путевого развития предгорочной горловины
должен обеспечивать параллельное выполнение операций: |
|
заезда горочного локомотива за очередным составом,
|
|
надвига и роспуска составов с горки (при
параллельном роспуске двух составов), |
|
уборки поездных локомотивов с части путей, |
|
приема поезда с направления, противоположного
направлению сортировки и др. |
|
Для пропуска поездных локомотивов предусматривают применение
шлюзовых участков. |
Выходные (предгорочные) горловины
приемных парков относятся к самым загруженным элементам сортировочных станций.
Их конструкции различаются в зависимости от числа путей надвига, расположения
подхода для поездов не преимущественного направления.
Маршруты надвига составов по
предгорочной горловине и надвижной части горки целесообразно секционировать.
Это дает возможность одновременно с роспуском последней части составов с секции
путей надвига, примыкающей к вершине горки, производить надвиг из приемного
парка следующих составов на эти же пути, что позволяет сократить величину
горочного интервала.
Основные схемы надвижной части горки и
предгорочных горловин приемных парков
|
а) два (на перспективу четыре) пути надвига и два
спускных пути, а при одном спускном пути два пути надвига объединяются в один
путь. |
в) петлевой подход для приема поездов
не преимущественного направления предгорочная горловина разгружается от
приема этих поездов, а для выпуска поездных локомотивов с путей 8-13 -
путепроводная развязка под горкой. 5 путей надвига и 3 спускных пути обеспечивают
применение параллельного роспуска составов на трех технологических линиях. |
|
б) четыре пути надвига, а участок 6а пути надвига
является шлюзовым, что позволяет поездные локомотивы с путей 7-12
кратковременно задержать до освобождения пути надвига 5а, а затем пропустить
их в локомотивное депо. Это повышает пропускную способность горловины. |
г) надвижная часть горки и предгорочной горловины
приемного парка двусторонней сортировочной станции или односторонней станции
с объединенным приемным парком, где поезда негрузового направления принимают
через входную горловину по полукольцевому (петлевому) подходу. Предусмотрено
устройство параллельных ходов, укладка 5 путей надвига, 3 спускных пути и 2
обходных путей. Для пропуска локомотивов в депо - устройство шлюзов и
путепроводной развязки. На надвижной части горки выполняется одновременно 5-6
операций. |
Горочная горловина
|
Для увеличения перерабатывающей способности
сортировочной горки, горочную горловину в пределах от первой разделительной
стрелки до предельных столбиков стрелочных переводов, ведущих на
сортировочные пути, проектируют короткой, обеспечивающей наименьшую длину
совместного маршрута следования для большинства отцепов и наименьшую сумму
углов поворота кривых на маршрутах их скатывания: |
|
пути сортировочного парка со стороны горки
группируют в пучки, содержащие 4-8 путей в каждом; крайние пучки путей могут
быть неполными, если это обеспечивает радиус закрестовинных кривых равным 180
м и более; |
|
применяют симметричные стрелочные переводы с
крестовинами марки 1/6; |
|
расстояние между центрами симметричных стрелочных
переводов с крестовинами марки 1/6 при их попутной укладке принимают
минимально возможное, но не менее 23,97 м при рельсах типа Р50 и 23,85 м при
рельсах типа Р65; |
|
выход с крайних пучков или 3-4 крайних путей
сортировочного парка в обход горки предусматривают укладкой симметричных
стрелочных переводов с крестовинами марки 1/6 или перекрестных съездов; |
|
для установки вагонных замедлителей
предусматривают прямые участки пути, длина которых определяется в зависимости
от числа и типа замедлителей на каждой позиции; |
|
длину предстрелочного изолированного участка (от
изолирующих стыков до начала остряков) предусматривают не менее 6 м; |
|
предусматривают пути, в т.ч. не менее двух путей
(как правило крайних) с уширенными междупутьями (не менее 7,5 м) для вагонов,
поступающих в ремонт; |
|
один или два средних пучка проектируют общими для
направления попеременноперекрестных вагонопотоков со всех спускных путей при
параллельном роспуске составов на горке; |
|
размещают в горочной горловине устройства для
ускорения сортировки вагонов, которые запрещено спускать с горки без
локомотива (ЗСГ). |
Горочная горловина для параллельного
роспуска составов с тремя и более путями надвига и, как правило, с двумя или
тремя спускными путями. Такие горочные горловины уменьшают объем повторной
сортировки вагонов и увеличивают перерабатывающую способность горки.
|
а) горочная горловина с двумя путями
надвига, двумя спускными путями, перекрестным съездом между спускными путями
и одним средним общим пучком сортировочных путей. На пути среднего общего
пучка направляют попеременно вагоны с обоих спускных путей. |
г) и д) в горочных горловинах
запроектированы устройства для ускорения сортировки вагонов, которые
запрещено спускать с горки без локомотива (ЗСГ). Специально укладывают вспомогательные
один или два сквозных пути с тормозными средствами. |
|
б) и д) существенное снижение объема
повторной переработки вагонов дают конструкции горочных горловин, что имеющих
три спускных пути, а также два общих пучка
сортировочных путей, которые обеспечивают параллельность выполнения
многих маршрутов скатывания отцепов. |
|
Хвостовая горловина
Хвостовую горловину сортировочного
парка проектируют на одновременную работу маневровых локомотивов на соседних
пучках путей, подачу поездных локомотивов и отправление сформированных поездов.
Наиболее целесообразны хвостовые горловины с симметричными стрелочными
переводами марки 1/6, обеспечивающие сокращение длины и четкое отделение
районов маневровой работы в стрелочной зоне. Взаимозаменяемость вытяжных путей
таких горловин обеспечивает высокую маневренность и надежность работы.
Особенностью
хвостовой горловины является наличие вспомогательных сортировочных
устройств малой мощности, увеличивающих производительность труда,
сокращение времени формирования групповых сборных и передаточных поездов.
Парки отправления
Парк отправления, расположенный
последовательно с сортировочным, проектируются от последнего на расстоянии
около 400-500 м для обеспечения маневровой работы в конце сортировочного парка
и возможности увеличения длины и числа путей в сортировочном и отправочном
парках.
Горловины парков отправления
проектируют с учетом взаимозаменяемости путей отправления сформированных
поездов и путей приема транзитных поездов.
Схемы парков
отправления (пример)
|
Горловина (входная) парка отправления со стороны
сортировочного парка должна обеспечивать: |
|
работу локомотивов по формированию поездов; |
|
возможность перестановки составов своего
формирования; |
|
прием транзитных поездов; |
|
проход маневровых локомотивов после перестановки
составов. |
|
Выходная горловина парка отправления должна
предусматривать: |
|
подачу и уборку поездных локомотивов из депо к
поездам (в том числе для транзитных поездов); |
|
проход маневровых локомотивов в парк сортировки
для формирования составов; |
|
отправление поездов на линию. |
В выходной горловине проектируют один
или два тупиковых пути для прохода локомотивов. Если со станции
предусматривается отправление длинносоставных и соединенных поездов, то
отдельная часть путей (смежных с главными) должна иметь полезную длину,
достаточную для размещения этих поездов.
В ряде случаев могут проектироваться
группировочные парки с горками малой мощности.
Схема станции с
сортировочно-группировочным парком с горкой малой мощности
Технические средства локомотивного хозяйства
|
В комплекс сооружений и технических устройств локомотивного хозяйства
входят следующие объекты: |
|
депо основные электровозные, тепловозные, паровозные и моторвагонные с
цехами, мастерскими, служебными и бытовыми помещениями; |
|
пункты технического обслуживания, совмещенные с экипировкой
локомотивов; |
|
устройства для наружной очистки, обмывки и продувки локомотивов на
открытой площадке или в закрытом стойле с производственными и
служебно-бытовыми помещениями; |
|
установки для реостатных испытаний тепловозов с электрической передачей
на открытой площадке; |
|
устройства для экипировки локомотивов на открытой площадке или в
закрытых стойлах с производственными и служебно-бытовыми помещениями; |
|
устройства для экипировки локомотивов на приемо-отправочных путях
станции с производственными и служебно-бытовыми помещениями; |
|
склады топлива и смазки; |
|
дома отдыха локомотивных бригад; |
|
пути для стоянки локомотивов, готовых к работе и запасных; |
|
пути ходовые, обгонные, экипировочные и служебные; |
|
устройства для поворота локомотивов. |
Локомотивное депо — это основное
производственное подразделение локомотивного хозяйства. Их сооружают на
участковых, сортировочных и пассажирских станциях, выбираемых на основе
технико-экономического сравнения различных вариантов.
Депо, имеющие приписной парк
локомотивов для обслуживания грузовых или пассажирских поездов, локомотивные
здания, мастерские и другие технические средства для производства текущего
ремонта, технического обслуживания и
экипировки, называют основными.
Оборотным называют
депо, находящееся в конце тягового плеча, где оборачиваются локомотивы для
обратного следования в основное депо. В оборотном депо размещают пункты
технического обслуживания и экипировки локомотивов, экипировочные устройства и
дома отдыха локомотивных бригад.
По
виду тяги различают тепловозные,
электровозные, моторвагонные, дизельные и смешанные депо.
Применяется разделение локомотивных депо на эксплуатационные и ремонтные.
По форме периметра здания депо бывают прямоугольные (а), ступенчатые (в)
и веерные (б, г).
Веерное депо (пример)
|
В локомотивных депо предусмотрены специализированные стойла следующего
назначения: |
|
для технического обслуживания (ТО-2 и ТО-З) и текущего ремонта (ТР-1,
ТР-2, ТР-3), |
|
обточки колесных пар без выкатки, |
|
одиночной выкатки колесно-моторных блоков, |
|
реостатных испытаний тепловозов и окраски. |
Депо оснащены подъемно-транспортным оборудованием:
мостовыми кранами, кран-балками, электропогрузчиками, электрокарами; различными
моечными и очистными машинами, позволяющими производить обмывание полного
комплекта узлов и деталей локомотива, поступившего в текущий ремонт.
В электромашинных цехах депо, где выполняется
текущий ремонт, предусмотрено специальное оборудование: станки для обработки
коллекторов, балансировки роторов, бандажировки якорей, различные прессы,
сушильные печи, оборудование для пропитки и стенды для испытания машин,
оборудования и испытательные стенды для ремонта и испытания электроаппаратов
электровозов, тепловозов, электропоездов и дизель-поездов.
Тепловозные депо оснащены стендами для испытаний топливной
аппаратуры дизелей, секций холодильников, компрессоров и другого оборудования.
В локомотивных депо в аккумуляторных отделениях производят осмотры и ремонты
аккумуляторов, тренировочные заряды-разряды и окончательный заряд.
Предусмотрена возможность подзарядки батарей без снятия их с локомотивов.
Основные экипировочные
устройства необходимо располагаются в одном месте на территории локомотивного
хозяйства. В обоснованных случаях допускается проектировать дополнительные
экипировочные устройства, которые следует размещать в районе транзитных и отправочных
парков. Пути экипировки, технического обслуживания и стоянки локомотивов должны
быть запроектированы сквозными, с двусторонними выходами в парки станции.
В необходимых случаях
устройства для экипировки размещают на приемо-отправочных путях транзитных
парков.
Устройства вагонного хозяйства
|
На
сортировочных станциях следует проектировать следующие устройства и
сооружения вагонного хозяйства: |
|
пункты
технического обслуживания вагонов; |
|
механизированный
пункт текущего отцепочного ремонта вагонов; |
|
пункт
технического обслуживания и экипировки рефрижераторных поездов и секций, а
также пункт технического обслуживания автономных рефрижераторных вагонов (на
полигоне их использования); |
|
при необходимости
вагонное ремонтное предприятие с контрольным пунктом автотормозов. |
Пункты технического обслуживания и
текущего ремонта ПТО предназначены для выявления и
устранения технических неисправностей вагонов в формируемых и транзитных
поездах и обеспечения максимально возможных пробегов их без остановок.
Техническое обслуживание осуществляется комплексными бригадами.
Пункт технического обслуживания и экипировки
рефрижераторных поездов и секций, а
также пункт технического обслуживания автономных рефрижераторных вагонов (ПТО АРВ), при одностороннем потоке
скоропортящихся грузов следует располагать с внешней стороны соответствующего
транзитного парка. При смешанном потоке скоропортящихся транзитных грузов без
переработки и с переработкой, и наличии местного потока скоропортящихся грузов,
эти пункты располагаются рядом с сортировочным или отправочным парком, с
внешней стороны, а при параллельном расположении этих парков - между ними.
Пути механизированного пункта текущего отцепочного
ремонта вагонов располагаются рядом с сортировочным парком. При размещении
капитальных сооружений вагонного ремонтного предприятия и механизированного
пункта текущего отцепочного ремонта должна быть обеспечена возможность развития
сортировочного парка и удлинения его путей. Пути текущего отцепочного ремонта
вагонов имеют непосредственную связь с горкой и выходной горловиной
сортировочного парка, а пути и устройства вагонного депо должны иметь
непосредственную связь с сортировочным парком и с механизированными пунктами
текущего отцепочного ремонта.
Вагонные депо предназначены
для деповского, периодического и текущего отцепочного ремонтов вагонов;
изготовления и ремонта запасных частей для пунктов технического обслуживания и
безотцепочного ремонта вагонов в пределах прикрепленных к депо участков.
Вагонные депо подразделяются на грузовые, пассажирские и рефрижераторные.
При небольшом объеме ремонта они могут быть смешанными (для пассажирских и
грузовых вагонов).
Вагоноремонтные предприятия предназначены для заводского ремонта вагонов, модернизации
их, изготовления запасных частей и формирования колесных пар, и, как правило,
специализируются на ремонте одного типа вагонов. Они размещаются с учетом
обслуживания определенных районов сети железных дорог и концентрации в этих
районах преимущественного типа вагонов с тем, чтобы сократить время на пересылку
их в ремонт.
Прочие устройства
Платформы для
сортировки и перегрузки мелких отправок грузов следует проектировать, как
правило, у сквозных путей, которые должны иметь соединения с горкой,
сортировочными и вытяжными путями, а пути для непосредственной перегрузки из
вагона в вагон, кроме, того, и с вагоноремонтными устройствами. В трудных
условиях допускается устраивать тупиковые перегрузочные пути. Сортировочную
платформу и перегрузочные пути целесообразно располагать вблизи выходной
стрелочной горловины сортировочного парка, размещая там же и весовой путь.
При значительном
количестве транзитных контейнеров, подлежащих сортировке, проектируют
механизированную контейнерную площадку, которую целесообразно располагать
вблизи выходной стрелочной горловины сортировочного парка и вытяжных путей,
если на станции не предусматривается грузовой район (двор).
В случае необходимости
устройства грузового района (двора) на сортировочной станции его следует
располагать таким образом, чтобы развитие станции и самого грузового района
можно было осуществлять беспрепятственно. Путь, соединяющий станцию с грузовым
районом, можно проектировать с пересечением главного пути в одном или разных
уровнях, в зависимости от размеров движения.
Литература:
Правила и технические нормы
проектирования станций и узлов на железных дорогах колеи 1520 мм от 28 июля 2000 г. N ЦД-858
А к у л
и н и ч е в В.М., Правдин Н.В., Болотный В.Я., С а в ч е н к о И.Е.
Железнодорожные станции и узлы.
Правила
и технические нормы проектирования станций и узлов на железных дорогах колеи
1520 мм.
Колодий
Л.П. и др. Планы выходных горловин сортировочных станций. – М.: МИИТ, 1989 г.
Контрольные вопросы:
1. Какое основное предназначение сортировочных станций?
a.
Прием,
отправление, пропуск поездов и локомотивов
b.
Подборка вагонов
по фронтам погрузки-выгрузки
c.
Сортировка
вагонов в соответствии с планом формирования
Правильный ответ: с
2. Как подразделяются сортировочные станции по значению
их работы для сети железных дорог?
a.
Решающие
сортировочные станции и сортировочные станции
b.
Важнейшие
сортировочные станции и сортировочные станции
c.
Сетевые
сортировочные станции и сортировочные станции
Правильный ответ: b
3. Для каких типов сортировочных станций требуется
меньшая площадка при строительстве?
a.
Для двусторонних
b.
Для односторонних
c.
Такого разделения
нет, размер площадки стандартный
Правильный ответ: b
4. Что является преимуществом односторонних сортировочных
станций перед двусторонними?
a.
Отсутствие углового
вагонопотока
b.
Обеспечение
поточности следования вагонов обоих направлений
c.
Минимальный
пробег вагонов обоих направлений
Правильный ответ: а
5. На каком профиле проектируются парки приема?
a.
На уклоне не
более 0,6 ‰ в сторону, противоположную сортировочному парку
b.
На профиле типа
«гора»
c.
На горизонтальной
площадке с трехэлементным профилем
Правильный ответ: с
6. Как называются условия проектирования, которые
исключают или технико-экономически не оправдывают применение основных или
допускаемых для трудных условий технических норм?
a.
Отклонения от
технических норм
b.
Особо трудные
условия
c.
Горные условия
Правильный ответ: b
7. Какова крутизна противоуклонов трехэлементного профиля
приемо-отправочного пути?
a.
1,5 – 2,5 ‰
b.
0,5 ‰
c.
0 – 2 ‰
Правильный ответ: а
8. На каком уклоне допускается
проектировать парк отправления в особо трудных условиях при переустройстве
станции?
a.
на
подъеме до 1‰
b.
на
подъеме до 2,5‰
c.
на
спуске до 5‰
Правильный ответ: b
9. Какой элемент из перечисленных является самым
загруженным на сортировочной станции?
a.
Входная горловина
парка приема
b.
Выходная
горловина парка отправления
c.
Выходная
горловина парка приема
Правильны ответ: с
10.
Какое подразделение локомотивного хозяйства, имеет приписной парк локомотивов для
обслуживания грузовых или пассажирских поездов, локомотивные здания, мастерские
и другие технические средства для производства текущего ремонта, технического
обслуживания и экипировки?
a.
Локомотивное депо (основное)
b.
Локомотивное депо
(оборотное)
c.
Пункт смены
локомотивных бригад
Правильный ответ: а