7.2.1 План
формирования поездов
В данном разделе вы познакомитесь с целями,
основными определениями и расчетными параметрами плана формирования.
После изучения раздела вы должны понимать
основные задачи системы организации вагонопотоков, знать исходные данные для
разработки плана формирования, порядок построения ступенчатого графика
вагонопотоков
7.2.1.1 Сущность, цели,
основные определения и расчетные параметры плана формирования. Основные задачи
системы организации вагонопотоков
Каждая
из многочисленных железнодорожных станций может осуществлять погрузку грузов в
адрес любой станции, открытой для грузовых операций. Объем такой погрузки может
колебаться от одного вагона до целых составов. И если целые составы могут идти
до места своего назначения отдельными поездами, то большая масса отправок
состоит из вагонов, которые надо объединять в поезда и отправлять их на станции
расформирования, откуда они, либо развозятся на близлежащие станции под
выгрузку, либо включаются в другие поезда и следуют далее.
Система, определяющая порядок постановки вагонов в поезда,
называется организацией вагонопотоков.
Отправленные
с разных станций вагоны складываются в груженые вагонопотоки. Разный объем
погрузки и выгрузки вагонов на станциях приводит к образованию порожних
вагонопотоков, которые следуют из районов массовой выгрузки вагонов в районы
массовой погрузки.
Система
организации вагонопотоков в поезда должна обеспечивать максимальное сокращение
оборота вагонов и ускорение доставки грузов, наименьшую затрату маневровых
средств, рациональное использование локомотивного парка и правильное
распределение сортировочной работы между станциями в соответствии с их технической
оснащенностью и условиями эксплуатации.
Конкретной
формой организации вагонопотоков является план
формирования поездов, который для каждой станции формирования поездов
устанавливает категории и назначения (т. е. станции расформирования) формируемых
поездов, а также порядок включения в них вагонов.
Применяемы
термины
Железнодорожный участок - железнодорожная линия, расположенная
между двумя (смежными) техническими станциями (сортировочными и участковыми).
Маршрутом с мест погрузки (выгрузки), а также
организованным на технической, сортировочной или участковой станциях (далее -
маршрут) называется состав поезда установленного веса или длины, сформированный
в соответствии с Правилами технической
эксплуатации железных дорог и Планом маршрутных перевозок на год из груженых и
порожних вагонов одного или нескольких грузоотправителей (отправителей) на
одной или нескольких станциях, назначением на одну станцию выгрузки (погрузки)
или станцию распыления (расформирования) с обязательным освобождением не менее
одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной планом
формирования грузовых поездов.
Отправительским маршрутом (в соответствии с "Правилами перевозок
грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте") называется
состав поезда установленного веса и/или длины, сформированный на
железнодорожном пути необщего пользования, либо по договору с перевозчиком
и/или владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта на железнодорожных
путях общего пользования железнодорожной станции с обязательным условием
освобождения в пути следования не менее одной технической станции от
переработки такого поезда, предусмотренной планом формирования грузовых
поездов.
Кольцевые маршруты курсируют постоянными составами, которые после
выгрузки возвращаются на ту же станцию, участок, узел под повторную погрузку.
Сложные кольцевые маршруты курсируют по определённой технологической схеме, предусматривающей
обратную загрузку вагонов на станциях, лежащих в пределах порожнего рейса
состава, определяемого оператором подвижного состава по согласованию с
перевозчиком.
Маршрутом, организованным перевозчиком для технологических целей называется
состав поезда установленного веса и/или длины, сформированный на
железнодорожных путях общего пользования (силами и средствами ОАО
"РЖД"), с обязательным условием освобождения в пути следования не
менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной
планом формирования грузовых поездов.
Межгосударственные маршруты, следующие от станций отправления
(погрузки или формирования) до станций назначения (выгрузки или распыления) по
железным дорогам двух и более государств (железнодорожных администраций);
станция формирования и станция назначения таких маршрутов принадлежат разным
железнодорожным администрациям.
Междорожные маршруты, следующие в пределах двух и более
железных дорог России; станция формирования и станция назначения таких
маршрутов принадлежит разным железным дорогам ОАО "РЖД".
Внутридорожные маршруты, следующие в пределах одной железной
дороги; станция формирования и станция назначения таких маршрутов находятся в
пределах одной железной дороги.
Прямые маршруты - сформированные на одну
железнодорожную станцию назначения (перевалки) в адрес одного или нескольких
грузополучателей, получателей порожних вагонов (грузовые вагоны в адрес каждого
получателя должны находиться в составе отдельной группой). Прямыми могут быть
любые маршруты по условиям организации;
Маршруты в распыление - маршруты назначением на определенные
перевозчиком (в том числе по просьбе грузоотправителей (отправителей),
грузополучателей (получателей)) по согласованию с владельцем инфраструктуры
пункты (станции) распыления маршрутов, где производится заадресовка вагонов
(указание станции назначения и грузополучателя) до станции выгрузки в адрес
определенных грузополучателей, либо назначением на входные и распределительные
станции, получающие топливные грузы, с дальнейшей заадресовкой вагонов на
станции выгрузки;
Маршруты назначением на станцию расформирования - при оформлении
перевозочных документов до конечной станции (станции выгрузки груженого вагона,
подачи под погрузку порожнего вагона) с расформированием такого поезда на
попутной технической станции по плану формирования поездов, либо назначением на
станции одного участка выгрузки с подборкой вагонов группами по станциям
назначения.
Станционные - сформированные на одной железнодорожной станции
предъявления вагонов к перевозке, на одной сортировочной, участковой или
технической станции (в т.ч. из вагонов предъявленных к перевозке на нескольких
станциях участка или узла - участковый или узловой ступенчатый маршрут) без
участия грузоотправителя (отправителя порожних собственных/арендованных
вагонов) по признакам, предусмотренным Планом формирования грузовых поездов
(роду подвижного состава, роду груза).
ЗАДАЧИ И КРИТЕРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ВАГОНОПОТОКОВ
Правильная организация вагонопотоков, т.е. установление наиболее
рациональной системы формирования поездов и порядка их следования по
направлениям, является важнейшей технологической задачей эксплуатационной
работы железнодорожного транспорта.
Организация вагонопотоков в поезда должна обеспечивать устойчивое
положение ОАО «РЖД» на рынке транспортных услуг, минимальные расходы на
перевозки, соблюдение нормативных сроков доставки грузов, а также запросы
грузоотправителей и грузополучателей.
С этой целью план формирования грузовых
поездов должен быть ориентирован на следующие параметры: |
на
снижение расходов ОАО «РЖД», связанных с подводом порожних вагонов в пункты
погрузки, переработкой и простоями вагонов на станциях выполнения технических
и грузовых операций, продвижением поездов по участкам, содержанием
инфраструктуры и штата; |
на
повышение доходов, в том числе за счет снижения штрафных выплат за
несвоевременную доставку грузов, за неподачу порожних вагонов и несохранные
перевозки. |
Организация
вагонопотоков в поезда производится по плану формирования, который
устанавливает род и назначение (т.е. станции расформирования или выгрузки)
поездов и групп вагонов, формируемых железнодорожными станциями.
План
формирования поездов представляет собой единый технологический процесс работы
всех железнодорожных станций сети. Он связывает грузопотоки с графиком движения
поездов.
План формирования поездов должен
обеспечивать: |
продвижение вагонопотоков на основе современных экономических критериев и
логистических принципов, с учетом допустимого времени доставки вагонов в
пункты назначения, дифференциации вагонного парка по его принадлежности,
высокой динамичности спроса на железнодорожные перевозки; |
наиболее экономичный путь следования вагонопотоков по направлениям с учетом
принятой специализации железнодорожных линий; |
правильное распределение сортировочной работы между станциями и эффективную
концентрацию переработки вагонопотоков в соответствии с техническим развитием
станций и особенностями их эксплуатации; |
интенсивное использование маневровых локомотивов, сортировочных устройств и
путевого развития станций; |
повышение производительности поездных локомотивов и локомотивных бригад,
снижение расхода топливно-энергетических ресурсов путем увеличения веса и
длины составов, а также количества транзитных поездов, следующих без отцепки
локомотивов на всем протяжении участков их обращения; |
ритмичную эксплуатационную работу железных дорог на основе взаимоувязки плана
формирования поездов с графиком их движения и технологией работы
железнодорожных путей необщего пользования; |
переход к системе непрерывного оперативного управления вагонопотоками на сети
железных дорог при современных возможностях развития информационной среды,
централизации оперативного управления перевозками на базе трехуровневой системы
управления движением; |
создание условий для реализации современных требований к качеству
транспортного обслуживания и управления грузопотоками. |
План
формирования является единым технологическим документом, объединяющим работу
всех станций по формированию и расформированию поездов. Оптимальный план формирования дает возможность рационально
маршрутизировать перевозки, что позволяет сократить суммарный простой вагонов
под накоплением и на станциях переработки, уменьшить плату за использование
вагонов, принадлежащих другим государствам, доставить в срок грузы, принятые
железной дорогой к перевозке. Разработка теоретических и практических вопросов
организации вагонопотоков способствует правильному размещению и развитию
основных сортировочных станций, что связано с серьезными капиталовложениями и социальными
проблемами железных дорог и обслуживаемых ими регионов.
Основной задачей
организации вагонопотоков является расчет плана формирования одногруппных
технических маршрутов. Одногруппные технические маршруты — это подавляющая
часть поездов, формируемых на технических станциях. Поэтому правильное решение
данной задачи обеспечивает ускорение доставки грузов, рациональное
распределение сортировочной работы между техническими станциями, а также
снижение затрат на перевозки.
В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта
Российской Федерации План формирования грузовых поездов (ПФП) в пределах
железнодорожной инфраструктуры утверждается владельцем инфраструктуры.
Разработка
плана формирования поездов производится в соответствии с действующими
Федеральными Законами, постановлениями Правительства Российской Федерации и
нормативными документами Минтранса России и ОАО «РЖД».
План формирования поездов и порядок направления
вагонопотоков разрабатывается и утверждается: |
§ межгосударственных назначений – железнодорожными
администрациями и Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств
– участников Содружества (Совет по железнодорожному транспорту) и
утверждается на заседании Совета по железнодорожному транспорту |
§ внутригосударственных межрегиональных назначений и
по сетевым сортировочным станциям – Центральной дирекцией управления
движением – филиалом ОАО «РЖД» и утверждается вице-президентом ОАО «РЖД» по
организации железнодорожных перевозок |
§ региональных назначений, кроме сетевых
сортировочных станций – Дирекцией управления
движением – структурным подразделением ЦД и утверждается ее начальником |
7.2.1.2 Исходные данные для
разработки плана формирования
Исходные данные |
·
расчетные вагонопотоки (количество и назначение вагонов, проходящих
через каждую станцию); |
·
нормы веса и длины составов поездов, устанавливаемые на период действия
графика движения и плана формирования поездов; |
·
схема участков обращения локомотивов и работы локомотивных бригад; |
·
по каждому участку работы локомотивных бригад - эксплуатационные
расходы и расходы топлива (электроэнергии) на передвижение груженых и
порожних вагонов, а также одиночно следующих локомотивов; времена хода
транзитных поездов; |
·
технологические процессы работы станций и единые технологические
процессы работы станций примыкания и железнодорожных путей необщего
пользования; |
·
данные о техническом развитии станций (о сортировочных и
приемо-отправочных путях, горках, вытяжках, маневровых локомотивах,
погрузочно-выгрузочных фронтах и т. д.), их перерабатывающей способности и
показателях работы (времени нахождения вагонов под различными операциями,
фактической переработке, коэффициенте транзитности, угловом вагонопотоке); |
·
анализ фактической работы железнодорожных направлений и узлов и действующего плана формирования поездов
отдельно по железным дорогам и сетевым
сортировочным станциям. |
·
технологические процессы работы пунктов технического обслуживания
поездов; |
·
данные о техническом развитии инфраструктуры пунктов технического
обслуживания поездов (мощности участков по текущему ремонту грузовых вагонов
и пунктов подготовки вагонов под погрузку); |
·
протяженность гарантийных участков безопасного проследования грузовых
поездов. |
7.2.1.3 Порядок построения
ступенчатого графика вагонопотоков
Вагонопотоком называется
число вагонов, следующих по линии в каком-либо направлении за определенный
промежуток времени, обычно в среднем за сутки, который определяется по плану
перевозок.
Среднесуточное число вагонов,
следующих с одной определенной станции или одного участка назначением на другую
определенную станцию или участок, принято называть струей вагонопотока.
Если из вагонов только этой
струи или нескольких струй формируются поезда, то это уже будет назначение ПФ.
Как правило, число назначений ПФ меньше числа струй вагонопотоков. Каждая струя
вагонопотоков характеризуется двумя параметрами мощностью (числом вагонов в ней
за сутки) и дальностью следования вагонов (расстоянием между станцией
зарождения и станцией назначения вагонопотоков). Число вагонов в каждой струе
вагонопотока зависит от рода перевозимого груза, грузоподъемности вагонов и
использования этой грузоподъемности. Возможны различные варианты объединения
струй в назначения ПФ. Каждому варианту назначений ПФ соответствует
определенный простой вагонов под накоплением в пунктах зарождения назначения
(расформирования и формирования новых поездов) и на попутных технических
станциях под переработкой.
В эксплуатационных расчетах
вагонопотоки определяют среднесуточным числом вагонов со всеми родами грузов.
Однако для решения частных задач, например отправительской маршрутизации,
установления вместимости погрузочно-разгрузочных фронтов и др., может
потребоваться определение вагонопотоков отдельных родов грузов. Зная груженые
вагонопотоки, устанавливают порожние. Для этого на каждой станции и участке
определяют баланс порожних вагонов (избыток возникает, когда выгрузка превышает
погрузку, а недостаток — когда погрузка преобладает над выгрузкой) и
устанавливают схему направления каждого рода вагонов из районов с их избытком в
районы, где их недостает. Эта схема является основой для определения величины
порожних вагонопотоков. Результаты
расчетов груженых вагонопотоков помещают в косую таблицу - шахматку - ведомость груженых вагонопотоков и, кроме
того, изображают в виде диаграмм или ступенчатых графиков.
«Шахматка» вагонопотоков
Диаграмма вагонопотоков на участке
На
диаграмме для обозначения каждого вагонопотока используют свой вид штриховки
(или цвет), что позволяет проследить путь следования вагонопотока до погашения.
Размеры вагонопотока указывают цифрами в начале и в конце участка. Их разность
показывает, какое число вагонов погашается на участке. Например, со станции Б
на участок БВ в четном направлении отправляется 1 225 ваг., прибывает на
станцию В 1 240 ваг. На участке в этом
направлении зарождается 65 вагонов. Чтобы определить выгрузку на участке, из
общего числа прибывающих на станцию В вагонов (1 240 ваг.) надо вычесть число
вагонов, погруженных на участке (65 ваг.), и полученную разность (1 185 ваг.)
вычесть из числа вагонов, отправленных со станции Б (1 225 ваг.). Результат — число
вагонов данного направления, выгруженных на участке (50 ваг.). Аналогично
рассматриваются потоки вагонов в обратном направлении. Под прямоугольниками,
обозначающими технические станции Б и В, показаны размеры местной работы,
прибытия (выгрузки) и отправления (погрузки) вагонов. Стрелками показано
направление движения, а цифрами над ними — число порожних вагонов.
«Шахматка» вагонопотоков
Ступенчатый график вагонопотоков
График
может иметь две формы: поструйный (рис. а) и совмещенный (рис. б), который
является более компактным по сравнению с поструйным.
Построение
графика заключается в следующем. Под схемой линии для каждого пункта назначения
вычерчивают горизонтальную полосу такой ширины, чтобы в ней можно было показать
размер вагонопотока. У вертикальных линий, соответствующих станциям
отправления, показывают число вагонов, следующих до конца данной полосы. Вагоны
назначением на участок включают в поток предшествующей ему технической станции.
Например, в назначении из А в Б указано 70 ваг., из них до Б следует 25 ваг. и
на участок БВ 45 ваг. Вагоны, поступающие с участка, добавляют к потоку,
отправляемому с конечной технической станции данного участка. Так, на рисунке
из В на Г показан поток из 105 ваг., из них 40 ваг. со станции и 65 ваг. с
участка БВ. В совмещенном графике на одной полосе показывают вагонопотоки с
разных станций отправления на одну станцию назначения. Вагонопотоки до пункта
назначения, как правило, пропускают по кратчайшему направлению, однако
технико-экономические расчеты могут показать, что более целесообразно
направлять вагонопотоки по параллельным линиям с лучшим техническим оснащением
(двухпутным, с электротягой и т.д.), хотя и большей протяженности.
7.2.1.4 Необходимое,
достаточное и общее достаточное условие для выделения струй вагонопотоков
Условия
выделения вагонопотока в отдельное назначение одногруппных поездов
необходимое
условие (НУ)
где: N - среднесуточный размер струи
вагонопотока, принимаемый на расчетный период;
с - параметр накопления, ч;
m - средневзвешенная расчетная величина перерабатываемых составов,
определяемая по плановой массе поездов в графике движения;
k - число попутных технических
(сортировочных и участковых) станций для рассматриваемой струи вагонопотока.
достаточное
условие (ДУ)
При наличии
ближнего назначения выделение более дальнего вагонопотока
где:
общее
остаточное условие (ОДУ)
Если для
какой-либо струи вагонопотока затраты на накопление перекрываются сбережениями
приведенных вагоно-часов по одной из попутных технических станций с наименьшей
расчетной экономией min
Расчет
заключается в последовательном отборе наиболее выгодных назначений поездов в
следующей последовательности. |
Дальние струи проверяются на ОДУ. |
Дальние назначения, удовлетворяющие общему
достаточному условию, включаются в оптимальный план формирования. |
Из оставшихся струй вагонопотоков составляется
график назначений сквозных поездов, проходящих без переработки не менее одной
расчетной станции |
При этом струи одного направления объединяются с
ранее зародившимися вагонопотоками или с вагонопотоками, следующими далее
станции назначения рассматриваемой струи. |
Составленный график назначений проверяется на
необходимое условие (НУ). |
Затем подсчитывается: |
суммарная экономия вагоночасов от проследования
вагонами каждой струи (индивидуальной или объединенной) попутных технических
станций без переработки; |
затраты на накопление на станциях формирования
сквозных поездов; |
разница между отмеченной экономией и затратами. |
7.2.1.5 Расчет плана
формирования методом совмещенных аналитических сопоставлений
История развития системы организации вагонопотоков
1851
г. |
первым
проявлением организации вагонопотоков было выделение сквозных поездов, т. е.
поездов, проходящих одну или более технических станций без переработки на
линии Санкт-Петербург-Москва |
1880 -
1890 гг. |
получила
существенное развитие специализация поездов, т. е. закрепление отдельных
поездов для включения в них вагонов определенных назначений и определенного
рода грузов - нефть, уголь, руда |
в 1889
г. |
системы
прямого бесперегрузочного сообщения на основе обезличенного использования
вагонов (вне зависимости от собственности) |
в 1910
г. |
предложение
использовать фактор времени для оценки правильности установления назначений
поездов |
в 1913
г. |
предложение
оценивать варианты специализации поездов в денежном выражении по расходам
вагоночасов и локомотивочасов маневровой работы, идею распределения сортировочной
работы по сортировочным станциям с учетом их взаимодействия |
с 1926
г. |
экономия
времени (вагоночасов) становится основным критерием в расчетах по
установлению назначений поездов, формируемых на технических станциях |
в 1927
г. |
первый
метод расчета плана формирования — метод аналитических сопоставлений |
1935 -
1936 гг. |
замена
схем специализации поездов единым для сети железных дорог планом формирования
поездов, обеспечивающим рациональную организацию вагонопотоков, стали применяться кольцевые маршруты, состоявшие в
основном из полувагонов, предназначенных для перевозки угля, руды и других
массовых навалочных грузов. Основным критерием оценки плана формирования
поездов были определены затраты на организацию вагонопотоков, выражавшиеся
приведенными вагоночасами. |
в 1944
г. |
метода
абсолютного расчета - был принят в качестве основного и в течение ряда лет
использовался для расчетов плана формирования; дальнейшего развития и
распространения не получил из-за ограниченности сферы применения - не более шести
- восьми станций на полигоне |
с 1958
г. |
начинается
применение ЭВМ для расчета плана формирования грузовых поездов и его
оптимизации, в настоящее время используются современные информационные
технологии и многокритериальные оценки вариантов |
Метод аналитических
сопоставлений послужил основой для
создания и развития целого ряда различных методов расчета, объеденных
единым положением: оптимальные или близкие к нему варианты выделяются на
основании определенных процедур последовательного приближения к лучшему
варианту. Эти методы получили общее название аналитических методов.
Аналитические методы получили
широкое развитие в трудах многих ученых. Большинство этих методов базируется на
использовании определенных постулатов — условий выделения струи вагонопотоков в
самостоятельное поездное назначение.
Наибольшую известность и практическое применение получил метод
совмещенных аналитических сопоставлений, предложенный профессором К. А.
Бернгардом.
Однако ни один из
аналитических методов при большом числе станций на полигоне не гарантирует
нахождение оптимального плана формирования. В результате расчетов получается,
как правило, вариант, близкий к оптимальному (т.е. приближенное решение) и не
всегда отвечающий практическим требованиям. Но нахождение нужного решения
связано с большими трудностями, обусловленными многовариантностью задачи. В
настоящее время в связи с изменением экономических условий и технологических
принципов организации перевозочного процесса возникает необходимость
дальнейшего совершенствования организации вагонопотоков.
Разработка плана формирования поездов
Составление плана
формирования поездов относится к числу сложных комбинаторных задач, связанных с
расчетами большого числа возможных вариантов и сложными логическими действиями.
Число возможных вариантов формирования, учитывающих только назначения сквозных
поездов, определяется комбинациями несмежных струй вагонопотоков при включении
их в различные назначения плана.
На практике соблюдается
определенная последовательность расчетов. По установленному порядку план
формирования сквозных одногруппных поездов между сортировочными станциями,
планы отправительской маршрутизации с мест погрузки, внутридорожные планы
формирования и план формирования поездов из порожних вагонов разрабатываются самостоятельно
по методикам, учитывающим особенности организации поездов каждой из этих
категорий.
Процесс
разработки плана формирования поездов тесно увязан с разработкой графика
движения поездов и направлен на оптимизацию пропуска и переработки вагонопотоков
с учётом реальных пропускных способностей участков, перерабатывающей
способности сортировочных станций и междорожных стыковых станций.
В условиях высокого уровня
загрузки сортировочных станций особое значение имеет фактор повышения
транзитности вагонопотоков. Поэтому приоритет в организации вагонопотоков
отдают прямой отправительской маршрутизации.
Планы формирования
отправительских маршрутов разрабатывают на дорогах перед расчетом сетевого
плана формирования поездов. Ими устанавливаются размеры перевозок грузов
маршрутами всех видов для каждой дороги и в целом по сети. Наиболее устойчивые
корреспонденции отправительских маршрутов включают в нормативный годовой план.
План
формирования поездов включает в себя: план организации (формирования)
отправительских и ступенчатых маршрутов, план формирования поездов на
технических и грузовых (без участия грузоотправителя) станциях.
Для разработки,
корректировки плана формирования, выполнения анализа вагонопотоков по отчёту
формы ДО-17, расчёта вспомогательных таблиц к плану формирования, расчёта
экономически целесообразных маршрутов с мест погрузки используются
информационные ресурсы.
План формирования внутридорожных назначений поездов
и порядок направления вагонопотоков разрабатывается в следующей последовательности:
¯ разрабатываются
расчётные гружёные и порожние вагонопотоки: производится автоматизированное
определение расчётных гружёных вагонопотоков (с выделением части потоков,
организуемых в отправительские маршруты) между сортировочными, участковыми,
выделенными грузовыми и стыковыми междорожными станциями;
¯ определяется
порядок направления потоков внутридорожных, и передаваемых на соседние дороги
(без изменения пунктов сдачи, установленных Центральной дирекцией управления
движением);
¯ составляется
дорожная схема плановых порожних вагонопотоков (по родам подвижного состава) с
учетом разработанной Центральной дирекцией управления движением междорожной
схемы регулировки;
¯ составляются
межстанционные таблицы-шахматки местных груженых и порожних вагонопотоков для
районов местной работы, управляемых Центрами организации работы железнодорожных
станций;
¯ принимается во
внимание проект плана предоставления «окон» с учётом их влияния на возможности
пропуска запланированных вагонопотоков;
¯ учитывается
прогноз изменения объемов перевозок, маршрутных перевозок на следующий год,
предоставляемый в Дирекцию управления движением в четвёртом квартале
Территориальным подразделением центрального фирменного транспортного
обслуживания (ТЦФТО);
¯ определяются для
сортировочных, участковых и выделенных грузовых станций расчетные нормативы;
¯ учитываются
предельно-допустимые коэффициенты использования перерабатывающей способности
станций, сведения о технической вооружённости станции, фактической
специализации и загрузке сортировочных путей;
¯ разрабатывается
план организации (формирования) маршрутов с мест погрузки (отправительских и
ступенчатых) и устанавливаются для них унифицированные и параллельные нормы
веса и длины составов и порядок обработки в пунктах их перелома;
¯ устанавливаются
пункты формирования составов из порожних вагонов, предназначенных для
обеспечения погрузки на станциях данной дороги;
¯ составляется
план формирования ускоренных грузовых поездов местного (внутридорожного)
сообщения;
¯ рассчитываются
оптимальные варианты плана формирования одногруппных и групповых поездов для
полигона железной дороги по сортировочным, участковым и выделенным грузовым
станциям с учетом разработанного Центральной дирекцией управления движением
плана формирования поездов для сетевых сортировочных станций и плана
формирования поездов междорожных назначений;
¯ определяются
оптимальные варианты плана формирования участковых, сборных, вывозных поездов
для каждого района местной работы;
¯ проверяется
соответствие рассчитанных оптимальных вариантов путевому развитию и эксплуатационным
возможностям станций по выполнению сортировочной работы, при необходимости
корректируются отдельные назначения;
¯ принимается
окончательный вариант плана формирования поездов для каждой станции;
¯ производится
взаимная увязка плана формирования и графика движения местных поездов с
составлением планов-графиков местной работы каждого района;
¯ после
утверждения нового внутридорожного плана формирования производится его ввод в
корпоративную базу данных ГВЦ ОАО «РЖД» для передачи в информационные системы;
¯ издается книга с
планом формирования грузовых поездов с последующей рассылкой всем причастным.
Корректировка плана формирования поездов, вызванная
необходимостью пропуска вагонопотоков в период предоставления окон, в т.ч. с
использованием рокадных и других кружных (экономически оправданных) маршрутов,
осуществляется на основе уточнённого сводного заказа, формируемого ТЦФТО и
данных об объёмах и маршрутах следования, поступающих на железную дорогу транзитных
вагонопотоках.
Выявляемые в ходе разработки плана формирования
поездов «узкие» места в перерабатывающей способности станций: недостаточная
ёмкость сортировочных путей для оптимальной специализации под назначение плана
формирования, недостаточная длина приёмо-отправочных путей, превышение
предельно-допустимых значений коэффициента использования перерабатывающей
способности станций, учитывается при разработке программ развития станций.
Литература:
Инструктивные
указания по организации вагонопотоков на железных дорогах ОАО "РЖД".
- Утв. 16.10.2006 г.
Контрольные вопросы:
1.
Как
называется конкретная форма организации вагонопотоков?
a.
Диаграмма
вагонопотоков
b.
Диаграмма
поездопотоков
c.
План
формирования поездов
d.
График
движения поездов
Правильный ответ: с
2.
Особенности
курсирования кольцевых маршрутов?
a.
Следование
постоянными составами, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию под
повторную погрузку
b.
Следование
постоянными составами по Московской кольцевой дороге
c.
Следование
постоянными составами по схеме, предусматривающей возвращение на станцию
отправления только в груженом состоянии
Правильный ответ: а
3.
Как
называется маршрут, организованный на технической станции состав поезда
установленного веса или длины, сформированный в соответствии с ПТЭ и Планом
маршрутных перевозок на год из груженых вагонов нескольких грузоотправителей на
нескольких станциях, назначением на одну станцию выгрузки с обязательным
освобождением не менее одной технической станции от переработки такого поезда,
предусмотренной планом формирования грузовых поездов?
a.
Технический
маршрут
b.
Отправительский
маршрут
c.
Маршрут
с места погрузки
Правильный ответ: а
4.
Что из
перечисленного является исходными данными для составления плана формирования
поездов?
a.
График
движения поездов
b.
Суточный
план-график работы сортировочной станции
c.
Расчетные
вагонопотоки
Правильный ответ: с
5.
К какому
виду маршрутов относятся маршруты, сформированные на одну железнодорожную
станцию назначения в адрес одного или нескольких грузополучателей, получателей
порожних вагонов?
a.
Внутридорожные
b.
Прямые
c.
Междорожные
Правильный ответ: b
6.
Кем
утверждается план формирования внутригосударственных
межрегиональных назначений и по сетевым сортировочным станциям ОАО «РЖД»?
a.
утверждается на заседании Совета
по железнодорожному транспорту
b.
утверждается вице-президентом ОАО
«РЖД»
c.
начальником дирекции управления
движением
Правильный
ответ: b
7.
Какова
периодичность составления плана формирования?
a.
Ежеквартально
b.
Ежегодно
c.
1 раз в
5 лет
Правильный ответ: b
8.
Что
обозначается термином вагонопоток?
a.
Направление
следования вагона от станции погрузки до станции выгрузки
b.
Число
вагонов, следующих от станции погрузки до станции выгрузки
c.
Число
вагонов, следующих согласно плану перевозок по линии в каком-либо направлении за
определенный промежуток времени
Правильный ответ: с
9.
Как
формулируется общее достаточное условие выделения вагонопотоков в отдельное
назначение?
a.
Если
для какой-либо струи вагонопотока затраты на накопление перекрываются
сбережениями приведенных вагоно-часов по одной из попутных технических станций
с наименьшей расчетной экономией, то струя выделяется в отдельное назначение
b.
Если
для какой-либо струи вагонопотока затраты на накопление перекрывают сбережения
приведенных вагоно-часов по одной из попутных технических станций, то струя
выделяется в отдельное назначение
c.
Если
экономия времени от проследования технической станции меньше или равна времени
накопления для данного назначения
Правильный
ответ: а
10.
Какова
последовательность отбора наиболее выгодных назначений поездов?
a.
проверка
дальних струй на ОДУ; проверка графика назначений на НУ; включение дальних
струй, удовлетворяющих ОДУ, в оптимальный ПФ;
b.
проверка
графика назначений на НУ; проверка дальних струй на ОДУ; включение дальних
струй, удовлетворяющих ОДУ, в оптимальный ПФ;
c.
проверка
дальних струй на ОДУ; включение дальних струй, удовлетворяющих ОДУ, в
оптимальный ПФ; проверка графика назначений на НУ;
Правильный ответ: с