7.2.2.1
График движения поездов. Значение графика движения поездов для работы
железнодорожного транспорта. Требования
ПТЭ, предъявляемые к ГДП.
7.2.2.2
Классификация графиков движения поездов
7.2.2.3
Элементы графика движения поездов и их расчет
7.2.2.4
Методика расчетов станционных интервалов
(В данном разделе вы узнаете, что
такое График движения поездов, каковы основные элементы графика движения
поездов, его значение для работы железнодорожного транспорта.
Так же, вы познакомитесь с методикой
расчета станционных интервалов)
7.2.2.1
График движения поездов. Значение графика движения поездов для работы
железнодорожного транспорта. Требования
ПТЭ, предъявляемые к ГДП.
Левая
сторона графика
|
Размещение
на участке пунктов производства технологических операций и нормы времени на
их выполнение с пассажирскими и грузовыми поездами, следующими в нечетном и
четном направлениях. Нормы времени и сокращенные обозначения технологических
операций записываются против осей тех раздельных пунктов, на которых они
производятся. При этом используется следующая кодировка: |
|
• КД - основное депо; |
|
• ОД - оборотное депо: с |
|
• ТО-50 - технический осмотр - 50 минут (пример); |
|
• ПТ - проба тормозов; |
|
• СЛ-70 - смена локомотива - 70 минут (пример); |
|
• СБ-34 - смена бригады - 34 минуты (пример). |
Чистое время хода
записывается более крупным шрифтом посередине графы между двумя
горизонтальными осями. К нему может добавляться время, относимое на
предупреждения по ограничению скорости. В этих же графах записывается время
на разгон и замедление.
|
Нечетные поезда прокладываются сверху вниз, а четные - снизу вверх: |
|
·
Время
разгона четного грузового поезда записывается вверху с левой стороны, а
пассажирского - с правой. |
|
·
Время
замедления грузового поезда - внизу с левой стороны, а пассажирского - с
правой. |
|
·
Время
разгона нечетного грузового поезда - внизу с левой стороны, а пассажирского -
с правой. |
|
·
Время
замедления грузового поезда- вверху с левой стороны, а пассажирского - с
правой. |
|
·
Время
хода, разгона и замедления, относящиеся к пассажирским поездам, записываются
красным цветом, для грузовых поездов - черным. |
Наименование раздельных пунктов указывается на горизонтальной линии, соответствующей оси данного
раздельного пункта.
|
Средства сигнализации и
связи при движении поездов.
Запись делается снизу вверх вдоль по вертикальной полосе. Если на участке
имеется несколько видов средств сигнализации и связи, то границы между ними
отмечаются горизонтальной линией в пределах вертикальной полосы. В
вертикальной полосе должны отображаться следующие записи: |
|
•
полуавтоблокировка
(ПАБ); |
|
•
автоблокировка
(АБ); |
|
•
двусторонняя
автоблокировка (ДАБ); |
|
•
автоматическая
локомотивная сигнализация (АЛСН); |
|
•
электрожезловая
система (ЭЖ); |
|
•
телефонная
связь (ТФ). |
Число
путей на
участке и раздельных пунктах: ·
Число главных путей на
перегонах показываются одной, двумя, тремя или более вертикальными линиями,
которые соответствуют количеству главных путей на перегоне и в пределах
раздельных пунктов. ·
Для удобного чтения графика
при трех и более главных путях и больших размерах движения первые могут
отображаться фрагментарно на 1 или 2 главные пути. ·
Количество приемоотправочных
путей на раздельных пунктах указывается арабскими цифрами, соответственно
слева и справа от главного пути (с левой стороны - нечетных, с правой -
четных). ·
При расположении
приемоотправочных путей между главными путями их число указывается в
знаменателе (например, на рис.1 на станции Могзон дробь 4/1 означает, что 1
приемоотправочный путь расположен между главными).
|
Расположение пассажирского здания
относительно главных путей в виде прямоугольника, который имеет следующие условные обозначения: |
|
•
внутренняя
площадь не закрашенная - означает ручное управление стрелками и сигналами с
ключевой зависимостью (МКУ); |
|
•
внутренняя
площадь заштрихована наклонными линиями - механическая централизация стрелок
и сигналов; |
|
•
внутренняя
площадь закрашенная - при маршрутно-релейной и электрической централизации; |
|
•
внутренняя
площадь заштрихована решеткой (S) - при диспетчерской
централизации. |
Виды
примыканий к раздельным пунктам, расположенные на одном уровне с приемоотправочными путями.
Правая сторона
графика
|
С правой стороны сетки графика (рис.2) в
вертикальных колонках помещаются следующие данные: |
|
Серия локомотивов при двойной тяге и подталкивании, участки подталкивания. Стрелкой указано
начало, конец и направление подталкивания. |
|
Расстояние
последовательное по принятому отсчету километров и расстояние
между раздельными пунктами. |
|
Размеры пассажирского движения на участке в
парах в виде дроби, где: •
числитель
- количество пар пассажирских поездов круглогодичного обращения плюс
количество пассажирских поездов сезонного и разового обращения; •
знаменатель
- количество пригородных поездов постоянного обращения плюс количество
пригородных поездов выходного дня и разового назначения. |
Рис 2
Размеры грузового движения обозначаются отдельно для нечетного и четного направлений так же в виде
дроби, где: •
числитель - количество
грузовых поездов постоянного обращения плюс количество грузовых поездов,
назначаемых оперативным планом по пунктирным линиям хода пассажирских
поездов; при их отсутствии - в обращении и по технологическим «окнам»; •
знаменатель - количество
сборных поездов плюс количество вывозных и передаточных поездов на участке.
Скорости движения всех грузовых поездов (техническая,
участковая) по участку. Отдельно указывается техническая и участковая скорости
для сборных поездов.
В верхней левой
стороне сетки графика (рис.З) размещается таблица, в которой для каждого участка указываются серии
локомотивов и установленные весовые нормы пассажирских поездов дальнего и
местного сообщения по категориям, а также отдельно пригородных.
В верхней правой стороне сетки размещается такая же
таблица (рис.4) с указанием для каждого участка серии локомотивов,
унифицированных и расчетных норм веса и длины составов (в условных единицах)
грузовых поездов.
Унифицированная масса и длина - параметры поезда, обеспечивающие его
пропуск на направлении без их изменения и зависящие от силы тяги поездных
локомотивов и длины приемоотправочных путей.
Движение поезда на сетке графика изображается отрезками прямой
наклонной линии. Время отправления, проследования или прибытия поезда по
каждому раздельному пункту соответствует на графике точке пересечения линии
хода поезда с горизонтальной линией - осью раздельного пункта. Цифра
проставляется в тупом углу по ходу поезда (рис.5).
|
На листе графика движения отображаются: |
|
скоростные поезда - двойной линией красного
цвета (круглогодичные - сплошной, сезонные и разового назначения - пунктирной
линией); |
|
пассажирские поезда круглогодичного обращения,
почтово-багажные - сплошной линией красного цвета; |
|
пассажирские поезда сезонного и разового
назначения, детские, туристические - пунктирной линией красного цвета; |
|
пригородные скоростные, скорые поезда - линией
синего цвета (ежедневные - сплошной, выходного дня -
пунктирной линией); |
|
пригородные поезда - линией зеленого цвета
(ежедневные - сплошной, выходного дня - пунктирной линией); |
|
подгоны из депо (мест отстоя) под скоростные и
высокоскоростные поезда - двойной линией фиолетового цвета; |
|
подгоны из депо (мест отстоя) под пригородные
поезда - линией фиолетового цвета; |
|
технические поезда из порожних пассажирских
вагонов - линией фиолетового цвета. |
|
грузовые, вывозные, передаточные и
хозяйственные поезда - сплошной линией черного цвета; |
|
грузовые поезда, которые могут следовать в
периоды отсутствия технологических «окон», а также по сезонным и разовым
расписаниям пассажирских поездов - пунктирной линией; |
|
сборные поезда - штрих-пунктирной линией
черного цвета; |
|
грузовые поезда при толкании - сплошной линией
черного цвета с параллельной пунктирной линией черного цвета. |
|
грузовые поезда повышенного веса и длины (в
т.ч. соединенные) - двойной сплошной линией черного цвета. |
|
|
1 - погашается на
раздельном пункте участка; 2 - зарождается на
раздельном пункте участка; 3 - следует на
ответвление; 4 - поступает на
участок с ответвления |
|
Номер поезда |
|
· Поезда, следующие с запада на восток и с юга на
север, имеют четные номера, а в направлениях с севера на юг и с востока на
запад - нечетные. |
|
· Для пассажирских, пригородных и грузовых
поездов (включая контейнерные), следующих по специализированным расписаниям,
номер поезду присваивается на железнодорожной станции (раздельном пункте)
отправления (формирования) и сохраняется на всем пути его следования. |
|
·
Для
остальных грузовых поездов номер поезду присваивается на железнодорожной
станции производства технологической операции (смена локомотива и/или
локомотивной бригады, технический и коммерческий осмотр состава или
раздельном пункте примыкания ответвления) и сохраняется при следовании по
железнодорожному участку до следующей железнодорожной станции производства
технологической операции (номер поезда может быть изменен только при перемене
направления движения с четного на нечетный или наоборот). |
|
·
Для
пассажирского поезда (пары поездов) присваивается номер в соответствии с его
категорией. ·
Определение
категории поездов в зависимости от скорости их движения производится исходя
из маршрутной скорости движения таких поездов, которая определяется, как
средняя скорость движения таких поездов от начальной до конечной станции
маршрута следования. |
|
Над сеткой графика размещается следующая
информация: |
|
•
период
действия графика; |
|
•
наименование
администрации или компании железных дорог (например, ОАО «РЖД»); |
|
•
наименование
железной дороги; |
|
•
должности
и фамилии лиц, утверждающих график; |
|
•
адрес
организации, выпустившей график; |
|
•
информация
о коммерческой тайне. |
Внизу под сеткой графика
записываются должности и фамилии лиц, составивших, проверивших и согласовавших
график, а также визы Н, ЦДД и ЦД. Здесь же указываются условные обозначения,
принятые при отображении линий хода поездов различных категорий.
Изображение графика движения
поездов должно быть представлено на бумажном носителе в виде отпечатанной на
листе бумаги сетки графика с нанесенными на нее линиями хода поездов различных
категорий с соответствующими реквизитами в пределах суточного цикла (в
24-часовом измерении по Московскому времени).
Изображение графика может быть
представлено в электронном виде и отображено на экране компьютера в виде,
соответствующем листу графика на бумажном носителе.
Приложение N 6 к Правилам технической
эксплуатации железных дорог Российской Федерации
Основой организации движения поездов по инфраструктуре является
сводный график движения поездов, который объединяет деятельность всех
подразделений, выражает заданный объем эксплуатационной работы подразделений
владельцев инфраструктур.
Организация движения поездов в пределах одной инфраструктуры
осуществляется на основании графика движения поездов, утверждаемого и вводимого
в действие владельцем этой инфраструктуры.
Движение поездов по графику обеспечивается соблюдением норм и правил,
правильной организацией и выполнением технологического процесса работы
железнодорожных станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического
обслуживания и других подразделений железнодорожного транспорта, связанных с
движением поездов.
Нарушение сводного графика движения поездов не допускается. В
исключительных случаях или из-за отказа технических средств, или явлений
стихийного бедствия, когда происходит нарушение сводного графика движения
поездов, работники всех хозяйств обязаны принимать оперативные меры для ввода в
график опаздывающих поездов пассажирских и грузовых и обеспечивать их
безопасное проследование.
На железнодорожных путях необщего пользования владелец железнодорожных
путей необщего пользования утверждает контактные графики движения поездов.
Сводный график движения поездов должен обеспечивать:
удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов;
безопасность движения поездов;
эффективное использование пропускной и провозной способности участков
и перерабатывающей способности железнодорожных станций;
рациональное использование железнодорожного подвижного состава и
погрузочно-разгрузочных средств;
соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы
локомотивных бригад;
возможность производства работ по текущему содержанию и ремонту пути,
сооружений, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи и
электроснабжения;
выполнение технологического процесса по своевременной перевозке
грузов;
согласованность работы железнодорожного транспорта общего и необщего
пользования.
7.2.2.2 Классификация графиков
движения поездов
Перегонное время хода поездов - основной элемент графика, рассчитывается на железных дорогах после
утверждения допускаемых скоростей движения поездов по состоянию пути и
локомотивного парка, весовых норм. Определяется перегонное время хода тяговыми
расчетами в четном и нечетном направлениях по каждому перегону для каждой
категории поезда. Расчеты проверяются опытными поездками. ü Перегонные времена хода рассчитываются между осями раздельных пунктов
или осями приемоотправочных парков, если они не совпадают с осями
железнодорожных станций. ü Одновременно с перегонными временами хода рассчитываются время на
разгон и замедление, а также дополнительное время от постоянно действующих
и длительных предупреждений об ограничении скорости.
7.2.2.3 Элементы графика движения
поездов и их расчет
Перегонные времена хода округляются следующим образом:
|
Для пассажирских, следующих со
скоростью 141 км/час и более и пригородных поездов: 1. до 0,1 мин включительно - отбрасывается; 2. 0,2-0,6 мин - принимается как 0,5 мин; 3. более 0,6 мин - принимается как целая минута; |
Для пассажирских, следующих со
скоростью до 140 км/час: 1. до 0,2 мин включительно - отбрасывается; 2. более 0,2 мин - принимается как целая минута. |
Станционные и межпоездные интервалы - Численные значения интервалов определяются в соответствии
с Инструкцией по определению станционных и межпоездных интервалов,
утвержденной ОАО «РЖД» 30 декабря 2011 г. № 2864р.
|
Станционные интервалы - минимальные промежутки времени, в течение которых на станциях выполняют
операции по приему, отправлению или пропуску поездов. Станционные интервалы
определяют для индивидуального раздельного пункта и для каждого из
прилегающих к нему главных путей. Их величина зависит от: -
схемы путевого развития
раздельного пункта; -
средств сигнализации и связи
при движении поездов, а также способа управления стрелками и сигналами; -
размещения сигналов, стрелочных
постов и служебных помещений дежурных по станции; -
плана и профиля подходов к
раздельному пункту; -
допустимых скоростей движения и
длины поездов; -
типа стрелочных переводов; -
технического оснащения
прилегающих перегонов. Так как на величину
станционных интервалов в значительной мере влияет скорость движения поездов,
расчет станционных интервалов производят для всех случаев сочетания приема,
пропуска и отправления пассажирских и грузовых поездов. При прокладке на
графике «ниток» для длинносоставных поездов (при длине состава, превышающей
полезную длину приемоотправочных путей раздельных пунктов) станционные
интервалы необходимо увеличивать на время, достаточное для освобождения
рассматриваемого перегона (горловины раздельного пункта) хвостом
длинносоставного поезда после прохода серединой состава оси станции (оси
приемоотправочного парка). |
Межпоездные интервалы - минимальное время между смежными поездами попутного направления при
следовании по перегону и разграничении блок-участками (автоблокировка) или
межпостовыми перегонами (полуавтоматическая блокировка с блокпостами). В основном, при автоблокировке поезда следуют под «зеленый» сигнал (при
разграничении попутных поездов тремя блок-участками). На затяжных подъемах
допускается попутным поездам следовать с разграничением двумя блок-участками. |
Технологические нормы стоянок - минимальное время для выполнения операций с поездами, которые
определяются технологическими процессами (технологическими картами) работы
железнодорожных станций. Для сборных, вывозных и передаточных поездов
технологические нормы рассчитывают для каждой железнодорожной станции,
которые они обслуживают.
7.2.2.4 Методика расчетов
станционных интервалов
Расчёт станционных и межпоездных интервалов
Исходные данные:
- длина входной горловины, Lвх = 800 м;
- длина тормозного пути, Lм = 1100 м;
- длина поезда, Lп = 800 м;
- средняя скорость движения на однопутном участке, Vср = 55 км/ч;
- длина блок-участков: Lбл’ = 2500 м, Lбл’’ = 2000 м, Lбл’’’ = 2300 м;
Станционным интервалом неодновременного прибытия называется минимальное время с момента прибытия на станцию одного поезда до момента прибытия или проследования через станцию поезда встречного направления.
Lпр = 800 + 1100 + 800 = 2700 м
Принимаем интервал неодновременного прибытия – 4 мин.
Расчёт станционного интервала
скрещения
Станционным интервалом скрещения называется минимальное время с момента прибытия или проследования через станцию одного поезда до момента отправления на освободившийся перегон.
Принимаем станционный интервал скрещения – 1 мин.
Расчёт станционного интервала
попутного следования
Интервалом попутного следования называется минимальное время с момента прибытия или проследования поезда через соседнюю станцию до момента отправления или проследования через данную станцию поезда попутного следования.
Принимаем станционный интервал попутного следования – 4 мин.
Расчёт интервала между
поездами в пакете при АБ
Пакетом называется 2 и более поездов, следующих друг за другом с разграничением времени блок-участками или блок-постами.
При разграничении поездов тремя блок-участками, интервал между поездами в пакете определяется по формуле:
При разграничении поездов двумя блок-участками, интервал между поездами в пакете определяется по формуле:
Литература:
1.
Распоряжение «об утверждении Инструкции по разработке графика движения
поездов в ОАО РЖД» от 31.12.2015 № 3201р
2.
Инструкция
п о определению станционных и межпоездных интервалов с учетом новых средств и
методов интервального регулирования движения поездов от 09.12.2016 № 721
3.
Правила
технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные
приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N
286
Контрольные
вопросы:
1.
Что
на графике движения поездов обозначается горизонтальными линиями?
а) станции
б) движение
поездов
в) часовые линии
Правильный
ответ: а)
2.
Как
отмечается на графике движения поездов чистое время хода между раздельными
пунктами?
а) крупным
шрифтом посередине графы между двумя горизонтальными осями
б) в правой
части графика
в) крупным
шрифтом красного цвета в левой части графика
Правильный
ответ: а)
3.
Где
на графике движения поездов указывается скорость грузовых поездов?
а) в левой части
графика движения поездов
б) в правой
части графика движения поездов
в) под сеткой
графика движения поездов в примечаниях
Правильный
ответ: в)
4.
Какие
виды графиков характерны для однопутных участков, оборудованных
полуавтоматической блокировкой?
а) пачечные
б) пакетные
в)
частично-пакетные
Правильный
ответ: а)
5.
Как
называется минимальное время для выполнения операций с поездами, которые
определяются технологическими процессами работы железнодорожных станций?
а) нормы простоя
б) станционные
интервалы
в)
технологические нормы стоянок
Правильный
ответ: в)
6.
Как
называется график движения поездов, когда все поезда одного и того же
направления имеют одинаковую скорость и следуют по участку без обгонов?
а) пачечный
б) параллельный
в)
непараллельный
Правильный
ответ: б)
7.
Какие
поезда имеют нечетные номера?
а) следующие с
юга на север
б) следующие с
севера на юг
в) следующие с
запада на восток
Правильный
ответ: б)
8.
Как
на графике отмечаются пассажирские скоростные поезда?
а) красной
линией
б) красной
жирной линией
в) красной
двойной линией
Правильный
ответ: в)
9.
Какие
поезда на графике движения поездов обозначаются зеленой линией?
а) грузовые
поезда повышенного веса и длины
б) пригородные
поезда
в) диспетчерские
локомотивы
Правильный
ответ: б)
10.
Какая
скорость указывается на графике движения поездов?
а) маршрутная
для грузовых поездов
б) участковая
скорость пассажирских поездов
в) участковая
скорость грузовых поездов
Правильный
ответ: в)