7.2.5
Составление графика движения поездов и расчет его показателей
В данном разделе вы познакомитесь с
методикой составления графика движения поездов, составлением вариантных графиков.
После изучения раздела вы должны знать
показатели движения графика движения поездов, понимать порядок разработки
графика движения поездов и прокладки ниток графика.
7.2.5.1
Сроки действия графика движения поездов
Нормативный
график движения поездов формируется оператором инфраструктуры с учетом:
1) обеспечения безопасности движения
поездов;
2) наиболее эффективного использования
пропускной и провозной способности участков инфраструктуры и перерабатывающей
способности железнодорожных станций;
3) возможности проведения работ по
содержанию и ремонту участков инфраструктуры.
Разработка нормативного графика движения поездов
осуществляется с учетом принципа приоритетности (очередности).
Нормативный график движения поездов и
расписание движения поездов могут корректироваться для грузовых поездов в
порядке, установленном оператором инфраструктуры.
Нормативный график движения поездов разрабатывается
ежегодно, вводится в действие с 00 часов 00 минут второго воскресенья декабря
календарного года и прекращает действие в 24 часа 00 минут второй субботы декабря
следующего календарного года.
7.2.5.2
Вариантные графики движения поездов
Вариантные графики движения поездов (ВГДП)
разрабатываются на участках, где предоставляются окна для ремонтных и строительных
работ, влияющие на условия пропуска поездов и размеры движения поездов (в
парах).
ВГДП действуют как на длительный
период, так и на конкретные даты предоставления «окон».
ВГДП должен обеспечивать пропуск
установленных среднесуточных размеров движения поездов на участке; в противном
случае совместно с департаментом перевозок решается вопрос об отклонении
вагонопотоков на период предоставления «окон» на параллельные ходы.
Для участков, на которые
отклоняются вагонопотоки (с участков, где предоставляются «окна») также разрабатываются вариантные графики
движения поездов.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ
«ОКОН» В ГРАФИКЕ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
При любом заполнении наличной пропускной способности железнодорожного
участка в графике движения должны предоставляться технологические «окна» для
выполнения работ по текущему содержанию устройств пути, СЦБ и связи,
электроснабжения не менее 1,5-2 часа, а при производстве работ комплексами
машин, специализированными бригадами и механизированными колоннами - 3-4 часа в
соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог
Российской Федерации.
Технологические «окна» должны предусматриваться в рабочие дни.
На участках железных дорог с уровнем заполнения наличной пропускной
способности более 70% с разрешения Центральной дирекции управления движением
допускается прокладка в период технологического «окна» увеличенного размера
пригородных поездов выходного дня.
Допускается также прокладка с разрешения Центральной дирекции управления
движением в период технологических «окон» ниток для грузовых поездов.
Предоставление более продолжительных по времени «окон», не предусмотренных
нормативным графиком движения поездов, должно производиться в соответствии с
Инструкцией о порядке предоставления и использования «окон» для ремонтных и
строительно-монтажных работ на железных дорогах ОАО «РЖД.
Вариантный
график разрабатывается на период предоставления "окон"
Вариантный график, обеспечивает максимальные размеры грузового движения при
минимальных задержках пассажирских поездов и утверждается начальником службы
перевозок или заместителем начальника железной дороги по перевозкам.
Вариантные графики для участков, на которых расположены междорожные стыки,
должны согласовываться руководителями центра управления перевозками региона.
Вариантные графики для участков направлений с интенсивной технологией
перевозочного процесса и скоростного пассажирского движения поездов
утверждаются в ОАО «РЖД».
Для определения реальных размеров
движения в сутки предоставления "окон" необходимо произвести расчеты
суточной пропускной способности участка с учетом влияния перерывов движения.
При этом сутки условно делятся на три периода: время от 18 часов до начала
предоставления "окна", время предоставления "окна" и время
после предоставления "окна", которое может совпасть с окончанием
суток или перейти на следующие сутки. Во втором случае расчет пропускной
способности следует производить за двое суток одновременно.
Разработка вариантных графиков и способы
пропуска поездов на период предоставления "окон"
В вариантном графике предусматривается |
·
возможность закрытия движения поездов для
производства работ; |
·
пропуск пассажирских поездов дальнего следования
постоянного обращения без существенных изменений расписаний и сдачу их без
опоздания на соседние участки; |
·
усиление пропуска грузовых поездов до начала
предоставления "окна" за счет максимального использования
пропускной способности, сдваивания поездов и т.п.; |
·
своевременный подвод к фронту работ всех
хозяйственных поездов с техникой и материалами и своевременный вывод их из
зоны работ после предоставления "окна"; |
·
пропуск поездов до и после предоставления
"окна" с ограничением скорости. |
Пропускная
способность участка на период времени предоставления "окна"
определяется в двух случаях:
1. движение поездов
закрывается на однопутном или обоих путях двухпутного участка;
2. движение поездов
прекращается по одному из путей двухпутного или многопутного участка.
Исходные
данные для разработки вариантного графика движения поездов при предоставлении
"окна" (представляются
руководителем ремонтно-строительных работ в службу движения) |
·
вид работ (при ремонте пути
указывается: усиленный капитальный, капитальный, усиленный средний, средний и
т.д.); |
·
календарный план для каждого вида
работ, с указанием даты, продолжительности и объема работ; |
·
конкретный перечень участков работ (по
километрам "от" и "до", перегоны, четный - нечетный путь)
с указанием сроков начала и окончания работ; |
·
перечень, скорости и маршруты
следования рабочих поездов и путевых машин, связанных с
ремонтно-строительными работами, и объекты доставки стройматериалов; |
·
расчет продолжительности и
периодичности предоставления "окон"; |
·
ограничения скорости движения поездов,
связанные с предоставлением "окна" (протяженность участка, на
котором снижается скорость, величины снижения, время действия ограничения); |
·
отмена действующих на участке
ограничений скорости, не заложенных в график движения поездов; |
·
требования к смежным службам по
обеспечению производства работ; |
·
необходимость отключения и включения
устройств СЦБ и энергоснабжения; |
·
предложения по организации временных
устройств для увеличения пропускной способности участка; |
·
фамилия и должность руководителя
работ. |
Вариантные
графики движения поездов на период предоставления "окна"
разрабатываются инженерами - графистами управлений (отделений) железных дорог с
использованием программно-технологических комплексов.
Результатом
автоматизированной разработки вариантного графика являются следующие выходные
документы: |
·
фрагмент графика движения поездов с
предоставляемым "окном" на бумажном носителе в графическом виде; |
·
телеграмма на предоставление "окна" по
установленной форме с указанием отмененных и вновь назначенных поездов,
поездов с измененным расписанием, рабочих поездов; |
·
вывод на АРМ поездного диспетчера разработанного
вариантного графика; |
·
возможность корректировки вариантного графика при
изменении оперативной обстановки. |
Схема разработки вариантных графиков на смежных дорогах с помощью АРМ
(пример)
Способы пропуска поездов в период
предоставления "окна": |
·
односторонний; |
·
двусторонний непакетный; |
·
двумя равными пакетами; |
·
эффективными пакетами; |
·
двумя пакетами, один из которых
максимальный; |
·
максимальными пакетами; |
·
соединенными поездами. |
Пропуск соединенных поездов (пример)
На двухпутных
перегонах
при ремонте, как правило, закрывают для движения один путь. По соседнему пути
в период предоставления "окон" осуществляют: |
· двустороннее
движение с переменой направления после пропуска группы поездов (пакетное
движение); |
· двустороннее
непакетное и пакетное движение с организацией соединения поездов в сдвоенные
и строенные поезда |
Двустороннее
непакетное движение эффективно при интервале между поездами каждого
направления, равном или большем величины :
, поездов
где -
продолжительность "окна", мин;
период пары поездов на временно-однопутном
перегоне
( =
= t' + t" + 2
), мин;
где t', t"
- время хода поездов по временно-однопутному перегону соответственно в нечетном
и четном направлениях;
-
интервал скрещения поездов при изменении направления движения по
временно-однопутному перегону.
В остальных
случаях наименьшие потери пропускной способности от предоставления
"окон" достигаются при осуществлении двустороннего пакетного движения
в период предоставления "окна" по незакрытому пути.
Схема пропуска поездов по одному из путей
двухпутного перегона при предоставлении «окна»
Организация двух
равных пакетов поездов заключается в образовании первого пакета в результате
безостановочного следования поездов одного направления по графику со средним
интервалом, а второго (обратного направления) - в результате накопления поездов
перед перегоном с "окном" и последующего пропуска их по временно-однопутному
перегону с минимальным интервалом между ними.
Для
образования пакетов с равным количеством поездов по временно однопутному
перегону сначала в одном направлении со средним интервалом между поездами
пропускают регулировочный пакет (один или два поезда), что дает возможность
накопить поезда для пакета противоположного направления. Поезда в пакете
пропускают с минимальным интервалом до тех пор, пока этот интервал может быть
обеспечен (до снятия подпора поездов), затем в обратном направлении пропускают
такой же пакет поездов и т.д.
При
использовании схемы двух пакетов, из которых второй максимальный, достигается
пропуск большего количества поездов, чем при организации движения по схеме двух
равных пакетов.
В
период предоставления "окна" может осуществляться организация
движения соединенных поездов. Если предусматривается следование соединенных
поездов по всему направлению, то соединять поезда целесообразно на станции
формирования поездов или выполнения технических операций с ними.
Использование
пропускной и провозной способности при различной структуре и плотности потока
поездов для каждого конкретного участка зависит от длины участка, числа
блок-участков, станций и приемо-отправочных путей на них, профиля пути, норм
длины и веса поездов, мощности эксплуатируемых локомотивов и других
показателей. Учитывая, что на каждом участке сочетания значений этих факторов
различны, влияние вождения соединенных поездов на пропускную и провозную
способность устанавливается отдельно для каждого конкретного участка.
7.2.5.3
Методика составления графика движения поездов. Корректировка графика движения
поездов
Разработка
графика движения начинается с прокладки
пассажирских и пригородных поездов всех категорий (под словом «прокладка»
имеется в виду графическое изображение нитки поезда).
При прокладке пассажирских поездов на
графике необходимо максимально обеспечить: |
– скорость движения поезда в
соответствии с его заявленной категорией; |
– согласованный с Перевозчиком
режим остановок для посадки и высадки пассажиров; |
– согласованность расписаний в узлах и пунктах пересадки на другие
поезда, прицепки/отцепки вагонов, а также, по возможности, с другими видами
транспорта; |
– наилучшим образом использование технических средств транспорта. |
Пассажирские
поезда прокладываются в соответствии со схемой оборота составов по конечным
станциям.
Последовательность прокладки
пассажирских поездов на графике движения: |
– высокоскоростные; |
– скоростные; |
– скорые поезда круглогодичного обращения; |
– пригородные поезда, следующие в часы пик; |
– пассажирские поезда круглогодичного обращения; |
– пригородные поезда,
курсирующие в остальные периоды суток; |
– скорые поезда летнего расписания; |
– пассажирские местные; |
– почтово-багажные; |
– пригородные поезда, курсирующие в остальные периоды суток; |
– остальные поезда. |
Требования к прокладке грузовых поездов |
– обеспечивать заданные размеры движения по количеству и категориям
поездов в соответствии с планом формирования; |
– учитывать выполнение всех нормативов на технические и технологические
операции; |
– обеспечивать пропуск поездов по участку с минимальным числом
остановок под скрещение и обгон; |
– равномерно распределять поездопоток по периодам суток, как в целом по
всем категориям поездов, так и по специализированным «ниткам» графика со
своевременным подводом и вывозом по техническим станциям транзитных, участковых и поездов других категорий; |
– не нарушать составленный и согласованный график движения пассажирских
и специализированных грузовых поездов, а также принятую схему местной работы; |
– обеспечивать согласование «ниток» для транзитных поездов на целых
направлениях с сохранением нумерации, согласованный пропуск через
железнодорожные узлы с необходимыми стоянками для технических и
технологических операций с поездами в пути следования; |
– при установлении порядка скрещения поездов по возможности учитывать
профиль подхода к железнодорожной станции (раздельному пункту) с тем, чтобы
поезд, следующий на подъем, пропускался безостановочно; |
– учитывать согласование с грузоотправителем и грузополучателем время
отправления с начальной железнодорожной станции и прибытия на конечную
станцию поездов, следующих по специализированным расписаниям. |
Устанавливается следующая последовательность прокладки грузовых поездов
на графике движения: |
– сборные, вывозные, передаточные; |
– следующие по специализированным расписаниям; |
– соединенные и тяжеловесные; |
– отправительские и ступенчатые маршруты; |
– рассчитанные в соответствии с сетевым планом формирования поездов; |
– рассчитанные в соответствии с внутридорожным планом формирования
поездов. |
Особенности прокладки поездов
Рациональной
схемой прокладки грузовых поездов на
однопутном участке считается схема с минимальным периодом графика.
После
установления рациональной схемы прокладки грузовых поездов на ограничивающем
перегоне с минимальным периодом графика, дальнейшая разработка ГДП
ведется путем одновременной прокладки поездов в обоих направлениях от
ограничивающего перегона к конечным станциям железнодорожного участка, с
увязкой поездов на этих железнодорожных станциях по обороту локомотивов
(бригад).
При
недостаточной наличной пропускной способности в условиях применения непакетного
графика на однопутных участках, оборудованных автоблокировкой, должен
применяться частично-пакетный график.
Особенности прокладки поездов
на участках с двухпутными вставками:
– на
однопутно-двухпутных железнодорожных линиях график движения поездов
разрабатывается таким образом, чтобы скрещения поездов производились по
возможности на двухпутных перегонах;
– если
на железнодорожном участке имеется один однопутный перегон, то разработку
графика движения поездов следует начинать с прокладки линий хода на этом
перегоне, предусматривая безостановочное скрещение поездов на смежных
двухпутных перегонах;
– если
на железнодорожном участке имеется несколько однопутных и двухпутных перегонов,
и они чередуются, то прокладку поездов следует начинать с ограничивающего
однопутного перегона.
На двухпутном участке прокладка поездов должна
обеспечивать:
–
пропуск поездов по железнодорожному участку, как правило, без обгонов;
–
равномерный в течение суток пропуск грузовых поездов на железнодорожных
направлениях и равномерную загрузку технических станций операциями по
обслуживанию этих поездов;
– на железнодорожных линиях, которым присвоена
специализация «Особо грузонапряженная линия» или «Железнодорожная линия с
тяжеловесным грузовым движением» при разработке графика движения при
необходимости может предусматриваться параллельный график.
Прокладка местных поездов
Развоз местных вагонов
осуществляется: |
– вывозными поездами, следующими с сортировочной или участковой станции
до отдельных промежуточных станций примыкающего участка; |
– передаточными поездами, курсирующими между станциями, входящими в
один железнодорожный узел; |
– сборными поездами для развоза и сбора вагонов на промежуточных
станциях железнодорожного участка. |
Технология
местной работы на железнодорожном участке разрабатывается, исходя из условий
максимального использования выделенных на эти цели тяговых средств и сокращения
непроизводительного простоя подвижного состава.
Основанием
для разработки схемы развоза местного груза на железнодорожном участке служит технологический
процесс управления местной работой.
Крупные
погрузочно-выгрузочные железнодорожные станции обслуживаются, как правило,
вывозными поездами, что также входит в дорожную схему местной работы.
Особенности прокладки грузовых поездов на электрифицированных участках
График
движения поездов на электрифицированных
линиях должен обеспечивать равномерную нагрузку на тяговые подстанции и
наименьшее падение напряжения на токоприемнике каждого пропускаемого по участку
поезда. При обращении на участке поездов одной категории это требование
сводится к обеспечению равномерной их прокладки на графике (с равными
интервалами).
Если на
участке обращаются поезда разных категорий (тяжеловесные Т, соединенные СП,
порожние), то следует избегать концентрации на графике «ниток» для тяжеловесных
и соединенных поездов.
Перед
разработкой графика для электрифицированных линий на перегонах и блок-участках
с наибольшим расходом электроэнергии должен быть проанализирован продольный
профиль и в зависимости от него осуществлена прокладка поездов с учетом схемы
питания и утвержденного норматива межпоездного интервала по возможностям
электроснабжения участка.
Целесообразно
(если это позволяет пропускная способность) вслед за пассажирскими поездами
прокладывать на графике «нитки» для тяжеловесных или соединенных грузовых
поездов, а затем для остальных грузовых поездов.
Стоянки поездов
Стоянки поездов на раздельных пунктах
классифицируются в зависимости от причин, их вызвавших. Различают технические и
технологические стоянки поезда.
К техническим относятся стоянки для
выполнения технологических операций: смены локомотива (в т.ч. при смене рода
тока или вида тяги) и смены локомотивной бригады; технического осмотра состава,
снабжения пассажирских составов водой и топливом, выгрузки мусора, очистки ЭЧТК,
стоянки под обгоном и скрещением.
К технологическим относятся стоянки,
обусловленные принятой технологией работы поезда на участке. В пассажирском
движении – стоянки для посадки-высадки пассажиров, погрузки-выгрузки багажа и
почты, прицепки и отцепки беспересадочных вагонов. В грузовом движении –
стоянки, связанные с принятой на участке технологией работы сборных, вывозных и
передаточных поездов.
Продолжительность
стоянок под обгоном и скрещением определяется расчетным путем на основе
принятой схемы пропуска поездов через конкретные раздельные пункты.
Продолжительность стоянок
пассажирских поездов на
транзитных железнодорожных станциях на выполнение операций по посадке-высадке
пассажиров, выгрузке/погрузке багажа определяются перевозчиком. Нормативы времени
проведения контроля технического состояния подвижного состава, полного
(сокращенного) опробывания тормозов, экипировке транзитных пассажирских поездов
водой и топливом, сбору твердых бытовых отходов (ТБО), обслуживанию
экологически чистых туалетных комплексов (ЭЧТК) и смены колесных пар в пунктах
перестановки вагонов устанавливаются владельцем инфраструктуры. При выполнении
операций по экипировке пассажирских поездов силами перевозчика, время на их
выполнение устанавливается исполнителем и согласовывается с владельцем
инфраструктуры.
Продолжительность стоянок
транзитных грузовых поездов на железнодорожных станциях для выполнения операций в пути
следования определяются технологическим процессом работы данной железнодорожной станции.
Внесение изменений в нормативный график |
|
Основанием для внесения изменений в
нормативный график движения пассажирских поездов являются запросы
перевозчиков с указанием маршрутов следования, периодичности назначения,
составности поезда. |
После согласования поступивших запросов
Департаментом управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» и Центральной
дирекцией управления движением ОАО «РЖД» отделами разработки графика движения
поездов Дирекциями управления движением разрабатываются изменения для внесения
в нормативные графики движения поездов. |
В Центральную дирекцию управления движением
поступают также заявки на изменение размеров движения и периодичности
курсирования специализированных грузовых
поездов от Центра фирменного транспортного обслуживания и перевозчиков. |
Разработанные изменения и дата начала
ввода их в действие согласовываются
перевозчиками, Центральной дирекцией управления движением, департаментами
управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» (по пассажирским поездам) и
бизне-блоком «Железнодорожные перевозки и инфраструктура». |
Автоматизированные системы для разработки графика
движения поездов |
– система автоматизированного расчета элементов графика (перегонных
времен хода, станционных и межпоездных интервалов, норм времени на выполнение
технических операций с поездами) и подготовки исходных данных для их расчета; |
– система разработки схематического графика движения поездов с
автоматизированным контролем точек проследования по любому пункту, развязкой
станционных путей по выделенным станциям, учетом расписаний поездов, лежащих
на одной «нитке» графика или завязанных в общий оборот, технологических «окон»
и выделенных зон интенсивного пригородного движения; |
– автоматизированное рабочее место технолога по разработке графика движения
поездов, позволяющее перенести разработку графика движения поездов по
перегонам, участкам и целым полигонам сети железных дорог с бумажного листа
на монитор компьютера. Имеющийся в программе алгоритм должен отслеживать
действия технолога при построении графика и не допускать с его стороны
нарушений установленных нормативов (станционных и межпоездных интервалов,
перегонных времен хода, продолжительности стоянок и т.д.); |
– автоматизированная система по формированию и поддержке нормативного
графика движения поездов для автоматизированных систем организации
эксплуатационной работы сети; |
– система формирования и тиражирования листов графика движения поездов,
составления книг служебного расписания, указателя пассажирских сообщений,
другой информационно-справочной документации по итогам разработки графика. |
Справочно:
Итоги
разработки графика движения поездов
Тиражирование листов графика движения поездов
и служебных книжек расписаний: |
– по завершении разработки
графика движения поездов дирекции управления движением направляют сформированные
в электронном виде с помощью АРМ-графиста листы графика в адрес Главного
вычислительного центра (ГВЦ) – филиала ОАО «РЖД» для
обобщения и подготовки оригинал-макетов; |
– оригинал-макеты книжек
служебных расписаний на базе ГВЦ необходимы для последующего тиражирования
указанных документов типографским способом по заявкам дирекций управления
движением, региональных служб развития пассажирских сообщений и
предоставления доступа к инфраструктуре и рассылки их согласно утвержденным
спискам. |
Пояснительная записка к ГДП содержит |
– ведомости и схемы, характеризующие техническую вооруженность и
административное деление железной дороги; |
– протоколы согласования поездов по стыковым станциям; |
– характеристика допускаемых скоростей движения по состоянию пути, число
длительно действующих предупреждений об ограничении скорости, заложенных в
ГДП; |
– установленное перегонное время хода поездов, с указанием основных
принятых при расчете нормативов, подтверждение расчетных норм результатами
опытных поездок, приводится общая сумма перегонного времени хода по дороге
(по видам движения), полученная для нового графика в сравнении с предыдущей;
общая сумма по дороге по видам движения с расчленением затрат времени на
производство основных технических и технологических операций и сравнение их с
прежними величинами, перечень мероприятий для сокращения технических стоянок,
максимально возможное совмещение их по времени и очередности, в том числе по
сокращению стоянок на станциях основного и оборотного депо, выполнение норм
стоянок транзитных поездов на технических станциях; |
– увязка ГДП с работой сортировочных и участковых станций, установленный
интенсивность прибытия поездов в расформирование и интенсивность отправления
поездов своего формирования; |
– принятые нормы времени по основным элементам оборота локомотивов:
простоя на станционных путях, под экипировкой, а также в целом на станциях
основного и оборотного депо, перечень мероприятий для сокращения этих
простоев и полученные результаты, изменения, предусмотренные в графике по
плечам обслуживания поездов локомотивами и достигнутые результаты; |
– мероприятия, по соблюдению норм продолжительности непрерывной работы
локомотивных бригад; |
– показатели нового графика по сравнению с заданием и предыдущим
графиком; |
– технико-экономические показатели эффективности графика; |
– перечень узких мест при пропуске поездов, необходимые мероприятия по
усилению пропускной способности; |
– план мероприятий, обеспечивающий безусловное выполнение нормативов
нового графика движения поездов. |
В пояснительной записке дополнительно по видам
движения содержится следующее.
По пассажирскому движению: |
– перечень пассажирских
поездов в дальнем сообщении, в том числе проложенных дополнительно, изменения
движения дальних и пригородных поездов по железнодорожным участкам с
обоснованием этих изменений; |
– общие размеры пассажирских
поездов в дальнем сообщении по железной дороге, в том числе по основным
железнодорожным узлам, размеры пригородного движения по направлениям и
железнодорожным узлам, сопоставление с ранее действующим графиком движения
поездов; |
– достигнутая маршрутная
скорость по пассажирскому дальнему и пригородному движению. |
По грузовому движению: |
– указываются изменения размеров передачи по стыковым пунктам дороги,
изменения размеров движения по участкам и в целом по дороге; |
– приводится количество проложенных на графике поездов для организации
местной работы, основные мероприятия по обеспечению ритмичности грузовой
работы, в том числе, увязка ГДП с единым технологическим процессом работы
станций и подъездных путей; |
– характеризуется увязка графика с планом формирования поездов,
количество специализированных грузовых поездов, полигоны их обращения и
весовые нормы; |
– приводятся установленные расчетные весовые нормы поездов по участкам
железной дороги, их унификация и перечень участков, где произведено изменение
весовых норм, по сравнению с ранее действующими, пояснения к установленным
параллельным весовым нормам, сравнение полученного среднего веса грузового
поезда на дороге с ранее действующим нормативом. |
График движения пассажирских поездов в дальнем и
пригородном сообщении разрабатывается на основе заявок перевозчиков пассажиров,
багажа и. грузобагажа, поступающих в ЦЛ, который после обобщения передает
сводную заявку в ЦД.
График движения грузовых поездов разрабатывается на основе результатов
расчетов в системе организации вагонопотоков, которыми определяются размеры
движения и специализация ниток грузовых поездов, размеры передачи поездов по
междорожным и межгосударственным стыковым пунктам.
Для обеспечения рационального использования
станционной инфраструктуры и подвижного состава график движения поездов должен
быть увязан с технологией работы сортировочных, участковых, грузовых и
пассажирских станций.
Общее руководство разработкой и согласованием графика
движения поездов осуществляет руководитель постоянно действующей рабочей группы
по разработке графика движения поездов (при его отсутствии - заместитель),
плана формирования грузовых поездов и порядка направления вагонопотоков,
созданной в соответствии с положением о рабочей группе.
Разработка и согласование порядка курсирования
пассажирских, контейнерных и грузовых поездов в международном сообщении осуществляется
в соответствии с нормативными документами Совета по железнодорожному транспорту
государств-участников Содружества (далее Дирекция Совета), а также двух- и
многосторонних международных соглашений.
Дата ввода нового графика движения поездов на
территории Российской Федерации устанавливается Приказом Федерального агентства
железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ.
Согласование времени приема/сдачи пассажирских поездов
международного сообщения по международным стыковым пунктам, осуществляется на
сетевых и региональных совещаниях, с участием причастных уполномоченных
представителей железнодорожных администраций стран СНГ, Грузии и Балтии, а
также Дирекции Совета по железнодорожному транспорту (ЦСЖТ). Место и время
проведения совещаний по разработке и согласованию расписаний поездов в
международном сообщении определяет ЦСЖТ по согласованию с руководителями
причастных железнодорожных администраций.
Разработке графика движения поездов предшествует предварительная работа
по подготовке исходных данных: |
-
определение размеров движения
пассажирских поездов по назначениям и их категориям; |
-
определение размеров грузового
движения с выделением специализированных поездов; |
-
определение серий локомотивов в
пассажирском и грузовом движении, их тягово-эксплуатационные характеристики,
полигоны обращения локомотивов (плечи обслуживания), участки работы
локомотивных бригад; |
-
определение весовых норм и
длины составов пассажирских поездов всех категорий; |
-
определение унифицированных и
параллельных весовых норм и длины грузовых поездов всех категорий, а также
установленных норм по мощности применяемых локомотивов; |
-
корректировка технических
характеристик участков железных дорог, для которых производится расчет
графика; |
-
анализ показателей действующего
графика; |
-
расчет основных элементов
графика (перегонные времена хода, станционные интервалы и т.п.), исходя из
характеристик действующих технических средств и прогрессивной технологии
транспортных процессов; |
-
установление класса и
специализации железнодорожной линии. |
Разработка графика
движения поездов производится с использованием программных средств
автоматизации разработки графика. Эксплуатацию программных средств,
методическое и программное руководство обеспечивает ГВЦ ОАО «РЖД».
7.2.5.4
Показатели движения графика движения поездов
Показатели ГДП отражаются в
пояснительной записке в виде сравнительной ведомости показателей |
– характеристика пассажирского движения: маршрутная скорость
пассажирских поездов по категориям (данные из формы ЦЛ-9). |
– характеристика грузового движения: техническая и участковая скорость
грузовых поездов, маршрутная скорость специализированных поездов,
среднесуточный пробег локомотивов в грузовом движении (данные из форм ЦД-10,
ЦД-11, ЦД-12, ЦД-13). |
– количество и время на выполнение технических операций, расчетные и
принятые перегонные времена хода в грузовом движении, процентные надбавки к
принятым временам хода, количество пунктов толкания и протяженность толкания;
общая протяженность участков двойной тяги, в том числе протяженность
частичной двойной тяги. |
– данные об ограничении скоростей движения: количество длительных и
постоянных предупреждений, количество участковых и промежуточных станций с
ограничением скоростей движения по главным путям до 25 км/ч, до 50 км/ч, с
ограничением скорости при отклонении на боковой путь до 15 км/ч, до 25 км/ч,
до 40 км/ч; развернутая длина дороги (в километрах) со скоростями движения от
30 км/ч до 160 км/ч (данные форм ЦП-1, ЦП-1а, ЦП-2). |
– данные для подсчета скоростей в грузовом движении: поездо-километры
всех грузовых, в том числе сборных и ускоренных, поездо-часы без стоянок и со
стоянками для тех же видов поездов и определение технической и участковой
скорости по железной дороге на однопутных, двухпутных и однопутно-двухпутных
участках всего и по видам тяги (данные формы ЦД-11). |
К количественным
показателям графика относятся: ·
размеры
погрузки и выгрузки, которые могут быть освоены при данном графике; ·
размеры
движения пассажирских и грузовых поездов; ·
пробег
пассажирских и грузовых поездов в поездо-км и поездо-ч; ·
пробег
локомотивов в локомотиво-км и локомотиво-ч раздельно по пассажирскому и
грузовому движению; ·
работа поездов
в тонно-км брутто и нетто; ·
передача
поездов и вагонов по стыковым пунктам отделений и дороги; ·
вагонооборот
станций. Количественные показатели рассчитывают для
каждого участка отдельно по направлениям движения (нечетному, четному).
Пробег в поездо-км определяют отдельно для маршрутных и сквозных, участковых,
сборных, вывозных и передаточных поездов. |
К качественным
показателям относятся: ·
техническая,
участковая и маршрутная скорости движения грузовых и пассажирских поездов; ·
коэффициент
скорости; ·
среднесуточный
пробег локомотивов; ·
средняя масса
поезда брутто и нетто; ·
оборот пассажирских
составов; ·
средняя
продолжительность стоянки транзитных грузовых поездов на участковых и
сортировочных станциях; ·
средний простой
локомотивов на станциях их оборота; ·
эксплуатационный
и полный оборот локомотивов. |
Средние скорости движения поездов (км/ч) определяют по
формуле:
где - сумма поездо-км пробега всех
поездов, предусмотренных графиком (отдельно по всем учитываемым категориям
поездов);
-
сумма поездо-ч (время нахождения всех поездов на участках, для которых
составлен график).
·
В зависимости от того, какая скорость определяется, в
расчетах используют время: |
·
чистое время
хода поездов по участку – ходовая скорость; |
·
время хода
поездов с учетом их разгонов и замедлений – техническая скорость; |
·
полное время
нахождения поездов на участке, включая стоянки на промежуточных станциях –
участковая скорость; |
·
полное время
нахождения поездов на направлении от начального до конечного пункта –
маршрутная скорость. |
Для определения участковой или маршрутной скорости
поездо-ч можно определять как суммированием времени нахождения поездов на
участке, так и расчетом по формуле:
,
где - сумма времени прибытия поездов на
конечные станции участка или направления, мин;
-
сумма времени отправления поездов с начальной станции участка или направления,
мин;
-
число поездов, отправленных с начальных станций до 24 ч и прибывших на конечные
станции после 24 ч.
Технической скоростью VT называется средняя скорость движения поездов по
участку (в км/ч) с учетом дополнительного времени на разгон и замедление
VT=ΣNL/ ΣNTдв
где ΣNL — сумма
поездо-километров (пробег всех поездов, предусмотренных в графике); ΣNTдв — сумма
поездо-часов (время нахождения всех поездов в движении с учетом разгона и
замедления).
Участковая скорость
Vy отличается от технической тем, что она учитывает стоянки на
промежуточных станциях
где — общее время стоянки поездов на
промежуточных станциях.
Коэффициент
скорости β представляет собой отношение участковой скорости к
технической, т. е. β = Vу / Vт.
Маршрутной называется средняя скорость (в
км/сут) движения поездов на направлении от начального до конечного пунктов их
следования с учетом всех стоянок на раздельных пунктах. Подсчитывается она
отдельно для дальних пассажирских, ускоренных грузовых, отправительских
маршрутов, а в некоторых случаях и для сквозных поездов. Среднесуточный пробег
локомотивов (в км)
Среднесуточный
пробег локомотивовкм,
– суммарный линейный
пробег локомотива за сутки;
М
– локомотивный парк.
Средние простои транзитных поездов и
локомотивов определяют непосредственно по графику делением суммы простоев на
число транзитных поездов или соответственно оборачивающихся локомотивов.
Средняя масса поезда , где
– грузооборот брутто, т-км брутто;
– общий пробег поездов, поездо-км.
Экономическая оценка графика делается
на основе анализа качественных показателей, а также потребности в вагонном и
локомотивном парках, локомотивных бригадах, топлива, электроэнергии.
Эксплуатационные и экономические показатели нового графика сравнивают с
соответствующими показателями графика предшествующего периода и с фактическими
отчетными; также сравнивают между собой и различные варианты графика движения
поездов.
Контрольные
вопросы:
1.
Какой из перечисленных показателей
является качественным?
a)
число грузовых и пассажирских поездов
b)
число пассажирских поездов, нанесенных на график
c) размеры
погрузки
d)
коэффициент скорости
Правильный
ответ: d
2.
Какой из перечисленных показателей
является количественным?
a)
техническая скорость
b)
размеры выгрузки
c)
среднесуточный пробег локомотивов
d)
средняя масса поезда.
Правильный
ответ: b
3.
Как называется график, разрабатываемый на
время предоставления "окна" для ремонтно-строительных работ?
a.
Нормативный
b.
Ремонтно-строительный
c.
График работ
d.
Вариантный график
Правильный
ответ: d
4.
В каких случаях определяется пропускная
способность участка на период времени предоставления «окна»?
a.
Когда движение поездов прекращается по
одному из путей двухпутного перегона
b.
Когда работы в «окно» производятся
машинами тяжелого типа
c.
Когда предоставляется «окно» со снятием
напряжения
d.
Когда предоставляется «окно» на участке
скоростного и высокоскоростного движения
Правильный ответ: а
5.
Что представляет собой коэффициент
скорости ?
a.
Отношение маршрутной скорости к
участковой
b.
Отношение технической скорости к ходовой
c.
Отношение участковой скорости к
технической
Правильный ответ: с
6.
Чем отличается участковая скорость от
технической?
a.
Участковая скорость учитывает стоянки на
промежуточных станциях, а техническая - не учитывает
b.
Участковая скорость определяется на
участке, а техническая – на всем пути следования поезда
c.
Участковая скорость определяется на
участке, а техническая – на технических станциях
Правильный ответ: а
7.
Для расчета какой скорости используют
чистое время хода поезда по участку?
a.
Для участковой
b.
Для технической
c.
Для маршрутной
d.
Для ходовой
Правильный ответ:
d
8.
Какой показатель определяют
непосредственно по графику делением суммы простоев поездов на их число?
a.
Простой транзитных поездов
b.
Простой транзитного вагона с
переработкой
c.
Простой транзитного вагона без
переработки
d.
Простой сборных поездов
Правильный ответ: а
9.
Для каких поездов при расчете
показателей графика движения поездов определяют пробег в поездо-км?
a.
Для всех поездов как среднюю величину
b.
Только для маршрутов, сквозных и
участковых поездов
c.
Отдельно для маршрутных и сквозных,
участковых, сборных, вывозных и передаточных поездов
Правильный ответ: с
10.
Какой график разрабатывают ежегодно?
a.
График исполненного движения
b.
Вариантный график
c.
График движения поездов
Правильный
ответ: с
Список
литературы:
1.
Инструкция
п о определению станционных и межпоездных интервалов с учетом новых средств и
методов интервального регулирования движения поездов (№ 721 от 09.12.2016)
2.
Распоряжение «Об утверждении Инструкции по разработке графика движения
поездов в ОАО РЖД» от 31.12.2015 № 3201р
3.
Правила
технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации